Краткая история джентельменской драки от еврейского бокса до русского былинного кулачного боя с участием Брюса Ли, Саши Пушкина и прочего пестрого нахаловского люда. Как непобедимые древние греки с их челюстеломами превратились в элегантных дворян, не стеснявшихся сойтись на кулачки с извозчиком-простецом
Отправить
В июле весь относительно цивилизованный мир отметил Международный день бокса. С гордостью сообщаем, что замутила это важное мероприятие именно Россия. Короче, как получилось? Несколько лет назад в нашем отечестве решили отмечать Всероссийский день бокса. Праздничной мордобойной датой выбрали 22 июля – и понеслось! Каждый год толпы спортсменов и тысячи зрителей собираются на Красной площади, где проводится массовая тренировка спортсменов и соревнования по обмену любезностями при помощи жестов.
Источник: foto.cheb.ru
В 2017 году такая тренировка оказалась столь массовой, что попала в Книгу рекордов Гиннеса. И так вышло, что на этом кулачном сабантуе отметился Президент Международной ассоциации бокса (Amateur International Boxing Association, AIBA) Чинг-Куо Ву. Он когда все это чудесное безобразие увидел, то напрочь окосел и объявил, что отныне 22 июля будет отмечаться Международный день бокса.
И кто бы спорил, только не мы. Нахаловцам эта тема душу греет, а потому самое время приоткрыть завесу тайны и поведать забавные истории насчет особенностей национального рукоприкладства.
Не бокс, а сплошной климакс
Но для начала пробежимся по истории кулачных боев до появления английского бокса. Оно любопытно, да и полезно заодно развеять некоторые мифы и легенды. Например, Большая Советская Энциклопедия когда-то сообщала:
«Бокс развился из кулачного боя, существовавшего как спортивное единоборство в Египте и Вавилоне».
Увы, энциклопедисты, мягко говоря, погорячились. Ни в Египте, ни в Вавилоне кулачный бой не был развит. Искусство нанесения ударов вообще моложе, нежели борцовская техника. Древние цивилизации, где практиковалось ведение войн с помощью холодного оружия, не нуждались в технике нанесения ударов «голой» рукой. Гораздо эффективнее ударить мечом, копьем или палицей. Если же вы сблизились с врагом вплотную, логичным продолжением поединка двух вооруженных людей становится искусство швырнуть противника на землю при помощи захватов, бросков, подсечек, подножек. Даже если воин потерял оружие в бою, лучше всего войти в плотный захват, пока соперник не воспользовался мечом. То есть именно борцовская, а не боксерская техника преобладала в воинских искусствах древних цивилизаций.
Сенегальская борьба лаамб. Источник: kalekyehealth.com
Хотя
на нескольких египетских фресках (примерно 140 г. до н.э.) изображены кулачные бойцы. Но египетский бокс был «игровым» искусством. Удары лишь намечались. Египтяне не представляли себе, что «голой рукой» они будут действовать в реальном бою; зачем же тогда уродовать друг друга во время игры?
Ассирийцы, искусные в бросках и захватах, кулачного боя практически не знали. На некоторых барельефах, правда, сцены кулачных потасовок встречаются. Но выглядят они убого. Описания таких схваток на клинописных табличках сводятся к тому, что один из противников надавал другому пощечин и оттаскал его за уши. Такой бокс нам не нужен!
В Вавилоне кулачные бои имели место, но считались забавой черни. Борьба была боевым искусством аристократии, а ударную технику использовали те, кому запрещалось носить оружие: рабы, торговцы, ремесленники. Схватки на кулаках были особенно распространены среди хурритов – народа, который входил в состав хеттов, населявших Ханаанскую землю. В поединках хурриты использовали специальные бронзовые накулачникив форме маленького щита, которые они держали в руке. Бои были контактными и очень опасными. Ударом такой бронзовой «перчатки» можно и челюсть вывернуть, и нос сплющить. Единственное, что утешает, – неуклюжие стойки бойцов. Техника нанесения ударов оставалась примитивной.
Настенная роспись в скальном некрополе Бени-Хасан, Египет, XXIII-XXI века до н.э. Источник: wikipedia.org
О «боксе» древних евреев история свидетельств не оставила. Разве что втрактате «Берешит-раба» есть притча об Иосифе, который был продан своими братьями в рабство и впоследствии сделал карьеру египетского вельможи. Для ареста одного из братьев – силача Симеона Иосиф выделяет не египетских стражников, а своего сына Манасию:
«...Встал Манасия, одним ударом оглушил Симеона и, наложив на него кандалы, отвел в темницу.
– Этот удар, – говорил Симеон братьям, – не удар египтянина: такие удары наносить умеют только люди нашего рода».
То, что Симеон распознал удар своего соплеменника, свидетельствует о родовой школе кулачного боя.
Терракотовый барельеф из Ирака, 1200 г до н.э. Источник: earlychurchhistory.org
Древние греки в кулачных единоборствах были довольно искусны. На острове Крит билисьв полный контакт, поэтому здешние «боксеры»обладали развитым рельефом мышц. Удары слегка разлаписты и размашисты, но довольно эффективны. Схватка завершалась, когда один из бойцов полностью оказывался на полу. Если же его сбивали на колени или на ягодицы, разрешалось добивание руками. А сам упавший имел право отбиваться и при помощи рук, и с помощью ног.
Кулачный бой входил и в программу древнегреческих Олимпийских игр. Техника была примитивной: прямая стойка, широкие замахи, ограниченный набор ударов и еще более бедная защита. Били только в голову. Чтобы нанести удар, боец подскакивал к противнику и тут же отпрыгивал назад. Ринга не было, поэтому бойцы бегали по всему стадиону ибои нередко затягивались. Тогда судья назначал поединок, во время которого нужно было, стоя на месте, выдержать поочередно удар противника. Разрешалось отбивать удар рукой, но не уклоняться и отскакивать. Такой поединок назывался... «климакс» («переломный момент»).
Древняя греческая боксерская перчатка "гимантес". Источник: evolve-mma.com
Греческий олимпийский панкратион. Мозаика. Тунис, примерно 300 год до н.э.. Источник: earlychurchhistory.org
Голыми кулаками эллины не сражались никогда. Кулаки обматывали ремнем. Этот ремень («цеста», или «кестос») достигал в длину трех метров. Первоначально ремни были мягкими, пропитанными оливковым маслом. Но позже их заменили на твердые рукавицы из плетеной кожи, снабженные острыми выступами, а то и металлическими бляхами. Затем появился мурмексес — «челюстелом», с усиленными гранями кастетного типа. При попадании он напрочь сносил нос или щеку.
Источник: sci-news.com
В Древнем Риме поединки на кулаках, как и в Вавилоне, считались «низменной» забавой. В них принимали участие свободные наемные бойцы из провинций, не имевшие римского гражданства. Для истинного римлянина участие в подобных схватках считалось позорным.
Для особой «убойности» использовались не кожаные, как у греков, а железные перчатки-кастеты, били не только в голову, но и по корпусу. Лучшими и практически непобедимыми бойцами считались греки. При этом важно было не мастерство, а сила: кто кого «перебьет». С укреплением страсти к кровавым зрелищам в школах Рима появилась мода вывешивать перед детьми перчатки знаменитых чемпионов, забрызганные кровью и мозгами. Считалось, что так воспитываются мужество и патриотизм.
Как петровский гренадер накостылял «бодливому» шотландцу
Некоторые наши соотечественники настаивают на превосходстве русского кулачного боя над английским боксом. В исследовании «Быт русского народа» известный этнограф Александр Терещенко (1806 -1865) делает вывод о том, что английский бокс произошел… от нашего кулачного боя! Основанием служит эпизод из «Рассказов Нартова о Петре Великом» – якобы рукописи известного русского ученого, механика, «токарных дел мастера» Андрея Константиновича Нартова (1693-1756), где в одном из эпизодов русский гвардеец побеждает английского боксера. Этнограф развивает версию о том, что после обидного казуса англичане срочно отправили своих мастеров на обучение в Россию, а затем появился настоящий английский бокс. Правда, рукопись написана не самим механиком, а его старшим сыном Андреем Андреевичем. Однако многие рассказы могли действительно принадлежать Нартову-старшему.
Андрей Нартов. Источник: vokrugknig.blogspot.com
Заслуживает доверия и рассказ о лондонском поединке – с оговоркой, что речь не шла о единоборстве гренадера с
боксером, как это утверждается в вольных пересказах. Слова «бокс» в рукописи вообще не могло быть: в 1698 году, когда Петр посетил Лондон, бокс как система еще не существовал. Самые ранние упоминания об этом виде единоборства связаны с Джеймсом Фиггом, который стал первым официальным чемпионом Англии и владел этим титулом с 1719 по 1729 год. Рукопись же прямо указывает, что лондонские бойцы «сражались лбами», то есть по особым правилам. Ни об ударах руками, ни о других приемах не упомянуто:
«Во время пребывания Государева в Лондоне случилось видеть ему на площади аглинских бойцов, сражающихся друг с другом лбами, из которых один побивал всех. Возвратясь к себе в дом, расказывал о таком сражении прочим россиянам и спрашивал, нет ли охотника из Преображенских гранодеров, находящихся при свите его, побиться с аглинским силачем. Вызвался один гранодер, мочной, плотной, бывалый в Москве часто на кулачных боях и на себя надеявшийся, но просил Государя, чтоб приказано было сперва ему посмотреть битвы аглинской, что ему было и позволено. Гранодер, приметив все их ухватки, уверял Государя, что он перваго и славнаго их бойца сразит одним разом так, что с рускими гранодерами вперед биться не захочет. Его величество, улыбнувшись, ему сказал: «Полно, так ли? Я хочу держать заклад. Не постыди нас» — «Изволь, Государь, держать смело и надеятся. Я не только удальца, да и всех его товарищей вместе одним кулаком размечу. Вить я, отец, за Сухоревою башнею против кулашной стены хаживал. Я челюсти, зубы и ребры высажу».
Вот тут и кроется секрет победы гренадера. Не случайно он внимательно наблюдал за поединками лондонских бойцов и приметил их повадки – то, что удары наносились только головой. Легко понять радость гвардейца: при таких ограничениях он и впрямь мог разметать всех британских мастеров, тем паче бойцом был выдающимся.
Источник: thoughtco.com
А теперь внимательно ознакомимся с описанием боя:
«Агличанин богатырским своим видом при первом на него взгляде уверял почти уже каждаго, что сия есть для него малая жертва. Все думали, что гранодер не устоит… Агличанин, нагнув шею, устремил твердый лоб свой против груди гранодерской, шел его сразить, и лишь только чаяли произведеннаго лбом удара, как увидели вдруг, что гранодер, не допустив его до себя, вмиг кулаком своим ударил агличанина по нагбенной шее в становую жилу столь проворно, что гигант шотландской пал на землю и растянулся. Зрители вскричали: «Гусе!», ударили в ладоши, поклонились Государю и заклад заплатили. При сем Его величество, оборотясь ко своим, весело сказал: «Руской кулак стоит аглинского лба. Я думаю, что он без шеи».
Шотландец не ожидал кулачного удара по затылку: это было запрещено. Потому и пошел на таран бесстрашно. Гренадер легко победил, но фактически против правил. Видимо, так же решили и английские джентльмены. Но что взять с русских дикарей, которые не в состоянии вести честный бой? К тому же – дипломатия.
Вторая интересная деталь – указание на удары лбом. Упоминание поединков, где бьются лбами, заставляет отнестись к рассказу с высокой степенью доверия. Английский кулачный бой в самом деле практиковал такие приемы. Их допускал и «Кодекс Браутона» (по имени чемпиона Англии Джеймса Браутона), вступивший в действие в 1743 году, и даже более поздние «Правила лондонской арены».
Однако на этом доверие к историям о победах кулачных бойцов в боксерских поединках заканчивается. Терещенко замечает:
«Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами. Достопочтенные лорды сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который был не знаком с искусством, но так удачно метил в бока и лицо, что часто с одного раза повергал на землю тщеславного бойца. С тех пор боксеры перестали мериться силой с бойцами».
Источник: petersargent.co.uk
Подобные рассказы далеки от истины. Исследователь систем рукопашного боя Григорий Панченко резонно указывает:
«Отдельные схватки бойцов, обученных европейскому боксу (тех же матросов), со «стеночными» мастерами не давали таких поводов для оптимизма. По окончании наполеоновских войн в России некоторое время выступал экс-чемпион Англии Томас Крибб (который тогда был уже не молод и несколько лет как оставил профессиональный ринг). Он провел ряд схваток перед самим императором Александром I, ни в одном из этих боев не то что не был побежден, но и не встретил серьезного сопротивления. А ведь противостояли ему лучшие «стеночники», которых сумели найти». А тренер Крибба поссорился с двумя русскими офицерами и нокаутировал обоих, хотя те пытались пустить в ход шпаги.
Победы английских боксеров неудивительны. Бокс нацелен на поединок двух соперников, отсюда оттачивание техники, постановка удара, искусство маневра, ставка на выносливость. Поначалу некоторые схватки длились до четырех часов пока кого-то не посылали в нокаут. Массовый русский кулачный бой – коллективное побоище, где «сила солому ломит». На первое место выходили мощь и натиск, умение «держать удар». На это еще в XVI веке обратил внимание Сигизмунд Герберштейн – отменный знаток ратных искусств. Отдавая должное силе и храбрости бойцов в поединках «Божьего суда», он советовал европейцам не пытаться «пересилить» московитов: лучше уйти в глухую оборону, а после яростного натиска воспользоваться превосходством техники и недостаточностью защитных приемов противника.
Источник: healthandfitnesshistory.com
Недостатки кулачного боя отметил и Максим Горький в «Жизни Матвея Кожемякина»:
«Городской боец размахнулся, ударил – Мишка присел и ткнул его в подбородок снизу вверх, спрашивая:
– Как здоровье-то?
Освирепел Базунов, бросился на противника, яростно махая кулаками, а ловкий подросток, уклоняясь от ударов, метко бил его с размаха в левый бок.
– Лексей, не горячись! Что ты, дурова голова? Стой покойно, дубина! – кричали горожане.
– Не горячись, слышь! – повторял слободской боец, прыгая, как мяч, около неуклюжего парня, и вдруг, согнувшись, сбил его с ног ударом головы в грудь и кулака в живот – под душу…
Базунов, задыхаясь, сидит на земле и бормочет:
– Ежели он вроде комара, – вьется, вьется... эдак-то разве бьются?»
Характерное замечание! «Эдак-то разве бьются?». В том и загвоздка, что «эдак» на Руси биться было не принято. Другое дело полагаться на силу, на крепость кулака, кто кого передюжит.
Источник: bump.ru
Так значит, русские кулачные бойцы оказались «примитивнее» английских?
«Москва бьет с носка»
Некоторые исследователи вопроса (тот же Григорий Панченко) приходят именно к такому выводу. Однако это мнение излишне категорично. Кулачный бой высокого класса допускал приемы борьбы, а также применение разнообразной техники ног. С этой точки зрения и надо сопоставлять его с боксом. Так, в нынешних «боях без правил», где представлены все стили единоборств и ограничения сведены к минимуму, классические боксеры часто выглядят очень бледно, если не используют дополнительно технику других стилей. Мгновенное сближение и переход к приемам борьбы делают боксера беспомощным. А ведь русский кулачный бой являлся именно смешанным единоборством, что отмечал еще немец Герхард Фит в своей книге «Опыт телесных упражнений» (Берлин, 1747):
«Русские имеют обычай показывать на общественных увеселениях, кроме других упражнений, так же свою ловкость и силу в борьбе. Они не только стремятся схватить друг друга и повалить, но ударяют друг друга, как боксеры в Англии, и подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приемов для победы над противником».
Источник: bump.ru
В примерах же с противостоянием кулачных бойцов боксерам речь идет о поединках
по правилам бокса. Но ведь кулачный боец лишался важной части своих приемов.
Григорий Панченко, впрочем, считает технику ног русских бойцов крайне примитивной: «Подбивы и зацепы ног («удар с носка») сохраняются и в кулачном бою, и в борьбе. Арсенал их очень ограничен, но все равно умение проводить хотя бы некоторые подсечки считается верхом совершенства, доступным не каждому бойцу». Но это не так. Да, порой действовало правило-пословица «Бей по роже, да не замай одежи», поскольку при захвате одежды она могла порваться, а покупка нового платья била по скудному бюджету бойца. Однако обычнов кулачном бою не только допускались, но и практиковались подножки, подсечки, подбивы, броски с подхватом, удары ногами.
Интересна в этом смысле работа А. В. Александрова «Удары ногами в кулачных боях». Автор вспоминает известную поговорку «Москва бьет с носка», в которой отразились особенности московского боя ногами – подсечки и подбивы, а также удары носком ноги в болевые точки. Выделяются три способа нанесения ударов: опорные, проникающие и рубящие. Они наносились стопой, носком, голенью, коленом, даже в прыжке – «петушиный скок».
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя. Источник: pinterest.com
Конечно, удар ногой рассматривался как вспомогательный элемент, потому бой и носил название кулачного. И все же историко-этнографические исследования ученых Тверского и Омского университетов позволяют сделать однозначный вывод: удары ногами среди кулачных бойцов в северо-западных областях России, в единоборствах сибирских казаков были распространены повсеместно. Целью являлись пах, солнечное сплетение, голень, колено. Александров, опираясь на исследователя из Твери Г. Базлова, пишет: «Среди ударов были распространены пинки, круговые удары сбоку по ногам, наподобие высокой подсечки – «поджилок», удары коленями, подбивы по ногам и «топки» – добивающие удары. Кроме того, в арсенале присутствовали лягающие удары назад».
Предпочтение отдавалось невысоким ударам, не выше солнечного сплетения, хотя при желании удары наносились в голову и грудь. Кстати, многие боевые восточные единоборства в реальном бою рекомендуют то же самое. Долгое время этого принципа придерживался даже Брюс Ли.
Источник: sport.rambler.ru
Упоминания подсечек, подножек, ударов ногами встречаются и в русском фольклоре – в той же былине о Василии Буслаеве:
От тово бою от кулачнова
Началася драка великая.
Молоды Василий стал драку разнимать,
А иной дурак зашел с носка,
Ево по уху оплел…
Василий хватил шалыгу правой рукой,
И бил-то брателко левой рукой,
И пинал-то он левой ногой,
Давно у брата и души нет…
В песне о кулачном бое «калашничков» с Кострюком младший брат проводит подсечку, одновременно выводя противника из равновесия рывком за ворот:
Схватилися со меньшим братом:
Тот его берет за левый вороток,
Поднимает на правой на носок;
Он приподнял повыше себя,
Ударил о сыру землю...
Тот же самый прием встречаем уже в ХХ веке, в задорных припевках перед кулачными боями:
Кореша взяла тоска,
Подмогну, зайду с носка.
Вот и славный корешок
На укладку дал бросок.
Таким образом, борцовская и ударная техника ног активно применялась как в русском кулачном, так и в русском уличном бою.
Саша Пушкин, солнце русского бокса
Кулачный бой постоянно совершенствовался благодаря тому, что им увлекались не только мужики и мастеровые, но и представители аристократии. Например, Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины II Григория Орлова, был любителем «постукаться» один на один. В таких боях ему не было равных. Еще бы: рост 203 см при весе более 150 кг! Силу граф имел неимоверную: будучи уже в летах, связывал узлом толстую стальную кочергу и гнул пальцами серебряный рубль. Но дело не только в этом. Некоторые исследователи полагают, что граф получил боксерскую подготовку. Алексей Григорьевич в молодости участвовал в ожесточенных рукопашных схватках, в одной из пьяных кабацких драк его «отметили» глубоким шрамом через все лицо. Затем его военная служба «проходила в тесном контакте с английскими моряками, в то время (1770-е годы) буквально помешанными на боксе» (Панченко). Есть основания предполагать, что любитель «почесать кулаки» не мог остаться в стороне от подобного увлечения.
Но если знакомство Орлова с английским боксом – гипотеза, то о графе Федоре Ростопчине это можно заявить с полной уверенностью. Граф занимал при Павле I должность члена императорского совета, а в 1810 году при Александре I был назначен главнокомандующим Москвы, которую и поджег с приближением Наполеона. Федор Васильевич с молодости увлекался кулачным боем. А посетив в 1788 году Англию, будучи еще поручиком Преображенского полка, он наблюдал поединок боксеров Джексона и Рейна. По воспоминаниям графа Евграфа Комаровского, мастерство Рейна так понравилось поручику, что он «вздумал брать у него уроки: он нашел, что битва на кулаках такая же наука, как и бой на рапирах». По возвращении на родину Ростопчин берет в Москве уроки бокса у путешественника Вильяма Кокса и его спутников. Граф оказался хорошим учеником: еще до сожжения Москвы он прославился как абсолютный чемпион кулачных боев.
Источник: culture.ru
Но в перечне самых известных имен пропагандистов английского бокса того времени на первом месте стоит имя Александра Пушкина. О его знакомстве с боксом есть немало свидетельств. Так, сын поэта Петра Вяземского, Павел Петрович, вспоминал, как в возрасте семи лет встречался с Пушкиным:
«В 1827 году Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать, последних вызывал даже действием во время самих танцев. Всеобщее негодование не могло поколебать во мне сознания поэтического геройства, из рук в руки переданного мне поэтом-героем Пушкиным. Последствия геройства были, однако, для меня тягостны: меня перестали возить даже на семейные праздники».
Сам Александр Сергеевич, отстаивая право защищать личную честь любыми способами, в неоконченной статье «‹Разговор о критике›» пишет:
«Посмотрите на английского лорда: он готов отвечать на учтивый вызов gentelman и стреляться на кухенрейтерских пистолетах или снять с себя фрак и боксовать на перекрестке с извозчиком. Это настоящая храбрость».
Источник: santevit.livejournal.com
Как предполагает выдающийся знаток русского рукопашного боя Михаил Лукашев в очерке «Пушкин научил меня боксировать…», великий поэт приобрел навыки бокса в годы петербургской юности. Лукашев считает, что одним из наставников Пушкина мог быть Федор Ростопчин, что маловероятно: седовласый граф и сановник в близком знакомстве с младым пиитом не состоял.
Более весомо другое предположение Лукашева:
«Русско-английские контакты росли. Англичане приезжали в Россию, русские бывали в Англии. Так, ряд наших морских офицеров проходил практику в британском флоте, который признавался наилучшим и где знание бокса считалось само собой разумеющимся. Кроме того, в среде русского дворянства намечалась тенденция к англомании. Все это создавало более широкие, чем прежде, возможности для ознакомления с английским боксом».
Но зачем молодому выпускнику Царскосельского лицея умение боксировать? Так ведь на 1817-1820 годы приходится время разгульной молодости Александра Сергеевича! В среде его приятелей числился Павел Нащокин. После смерти отца богатый наследник Нащокин сорил деньгами, а, поступив 25 марта 1819 года в лейб-гвардии гусарский Измайловский полк, превратил службу в кавардак с постоянными пьянками, распутством и драками. Как отмечал известный пушкинист Мстислав Цявловский:
«Пушкин в компании приятелей Нащокина принимает участие в драке с немцами в загородном ресторане «Красный кабачок» и в других развлечениях такого рода».
Единственное сохранившееся фото трактира "Красный кабачок", 1907 год. Источник: wikipedia.org
«Красный кабачок» – трактир, где чинно проводили время немецкие бюргеры со своими семействами. Не одно поколение гвардейских офицеров находило удовольствие в том, чтобы провоцировать германцев на мордобой, приставая к их фрау и фройляйн. Литератор и журналист Фаддей Булгарин, столь нелюбимый нашим «солнцем русской поэзии», горестно вздыхал:
«Молодые офицеры ездили туда, как на охоту. Начиналось тем, что заставляли дюжих маминек и тетушек вальсировать до упаду, потом спаивали муженьков… и наступало волокитство, оканчивавшееся обыкновенно баталией». Об этом Пушкин вспоминает и в письме к жене из Москвы в мае 1836 года, рассказывая ей о драке офицера Киреева с простолюдином:
«…что за беда, что гусарский поручик напился пьян и побил трактирщика, который стал обороняться? Разве в наше время, когда мы били немцев на Красном кабачке, и нам не доставалось, и немцы получали тычки сложа руки?».
Да, здоровые, мускулистые немецкие мастеровые могли крепко накостылять любому. Потому-то техника ударов и защиты английского бокса щуплому молодому поэту была нужны как воздух. Лукашев пишет:
«Именно этот нелегкий вид спорта и самозащиты давал навыки нанесения сильных ударов в наиболее уязвимые места на теле противника и защиты от его ударов. Кроме того, бокс той эпохи учил еще и пользоваться при столкновении вплотную подножками, которые допускались правилами. Главным же являлось то, что основной техникой бокса был тогда так называемый прямой удар, т. е. удар, наносимый по кратчайшему расстоянию – прямолинейной траектории – за счет резкого выпрямления руки в локте… Частокол быстрых прямых ударов надежно отгораживал боксера даже от более сильного противника. А подобная тактика представляла собой как раз то, что было необходимо Александру и его задиристым приятелям в «Красном кабачке».
Дорога в «Красный кабачок». Гравюра по оригиналу А. И. Зауэрвейда, 1813 год. Источник: wikipedia.org
Поведение гусаров и примкнувшего к ним Саши Пушкина полностью подпадает под определение злостного хулиганства. Чем отличаются бесчинства лейб-гвардейцев в семейном кабачке от налетов советских хулиганов спустя столетие на комсомольцев в «красных уголках»? Даже совпадение символическое – «Красный кабачок» и «красный уголок»! Совдеповские бузотеры крепили традиции, заложенные великим русским поэтом.
Позднее, уже в южной ссылке, у Пушкина возникает новая насущная необходимость в навыках рукопашной схватки: «Его отношения с кишиневским дворянством складывались не самым лучшим образом, и он знал, что его недруги отнюдь не склонны прибегать к небезопасной дуэльной процедуре. Приятель Пушкина подполковник И. П. Липранди рассказывал ему: «У них в обычае нанять несколько человек, да их руками отдубасить противника»
. В заштатном Кишиневе, правда, возможность совершенствования боксерской техники у поэта вряд ли была. Зато она возникла позднее, в Одессе – портовом городе, полном моряков, в том числе английских. Недаром связь моряков и бокса подметил в своем толковом словаре Владимир Даль. Приведя просторечный глагол «бо́ксать», он подчеркнул: «
...слово, перенятое в наших гаванях, говоря о драке и задоре заморских матросов»
. Да и в окружении ярого англомана, генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова наверняка имелись люди, не понаслышке знакомые с боксом. Впрочем, к тому времени Александр Сергеевич уже имел обыкновение носить тяжелую трость – «железную палку восемнадцать фунтов весу»,по свидетельству того же Липранди.
Учиться кулачному делу настоящим образом!
Обращение к примерам знаменитых людей важно нам не в качестве забавной иллюстрации. Оно показывает, что русский рукопашный бой в самых разных формах – от кулачного до уличного – на протяжении XIX века обогащается посредством проникновения в него элементов, заимствованных из-за рубежа, в основном из Британии.
Источник: sport.rambler.ru
Русским «голиатам», как называли мощных бойцов по аналогии с библейским Голиафом, было чему поучиться у иноземцев. Уже упомянутый Вильям Кокс, будучи в Москве со спутниками, заинтересовался русскими кулачными боями, и по приказу Алексея Орлова в Манеже собрали около трех сотен московских бойцов. Сходились в боях, которые обычно проходят в начале «стеношного» боя и позволяют удары в голову. В путевых заметках британец отмечал:
«На руки бойцы надевали рукавицы из такой жесткой кожи, что с трудом могли сжимать кулак, а многие били прямо открытой ладонью. Бойцы выдвигали вперед левую сторону тела и размахивали правой рукой, которую держали несколько наотлет, левой отбиваясь от противника. Удары наносили кругообразно, а прямо не били. Целили только в голову и лицо. Если бойцу удавалось свалить противника на землю, его немедленно признавали победителем». О технике русских бойцов Кокс высказывается тактично, но определенно:
«Мы посмотрели десятка два подобных схваток. Некоторые бойцы были очень сильны, но не могли причинить своим соперникам серьезного вреда из-за самого способа драки, при котором невозможно нанести тех переломов и ушибов, коими часто сопровождаются бои у нас в Англии».
Итак, боксер отмечает неудобство бойцовских рукавиц, не приспособленных для правильного формирования кулака, отсутствие прямых ударов, примитивную технику удара открытой перчаткой. Заметим, однако, что отсутствие ударов в корпус диктовалось именно формой рукавиц: как бить по телу, если нельзя сжать кулак? Описанная забава имела мало общего с реальным боем.
Источник: sport.rambler.ru
И все же следует признать, что из-за массовости русского кулачного боя востребовано было в первую очередь то, что можно легко перенять и использовать в потасовке с непрофессионалами, в общей толпе. Отсюда популярность примитивной техники. Прямой удар, свинг, апперкот требовали длительных тренировок, а влепить с размаху оплеуху – это доступно каждому. Хорошо заметил известный персонаж комедии А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» Расплюев, аттестуя боксера: «У него, стало быть, правило есть: ведь не бьет, собака, наотмашь, а
тычет кулачищем прямо в рожу
...».
Григорий Панченко отмечает:
«Эта техника сохранялась вплоть до XX века: когда незадолго до революции молодой В. Набоков состязался со своими сверстниками, привычными к стеночным боям, его обвинили в англомании на основании того, что он бьет лишь передней, а не внутренней стороной кулака. Только победа помогла будущему писателю доказать, что он придерживается боксерской техники по причине ее эффективности, а не «английскости».
Между тем настоящие мастера кулачного боя уже к середине-концу XIX века обладали богатым арсеналом ударов и приемов, не уступая боксерам-профессионалам.
Именно выдающиеся кулачные бойцы до революции часто становились чемпионами в боксерских состязаниях (после соответствующей «переподготовки»). Среди них неоднократный чемпион России Павел Никифоров и знаменитый татарский боец Нур Алимов по прозвищу Кара Мурза – «Черный парень». В дальнейшем оба стали основателями школы советского бокса. Павел Никифоров рассказывал, что кулачные бойцы часто сами доходили до правильной техники нанесения удара: «Били чистыми кроше» (короткими боковыми). А один из активных пропагандистов бокса в России барон Михаил Кистер в пособии «Английский бокс» (1894) пишет о кулачной технике:
«Прямой удар назывался «тычком» или «ширмой», короткий боковой именовался по той цели, в которую он обычно направлялся – «под силу», то есть удар в бок, длинный боковой с размаху – «с крыла», рубящий удар сверху – «рубма».
Барон Михаил Оттонович Кистер, 1896 год. Источник: imperium-ross.livejournal.com
Абсолютный чемпион СССР 1939 года Виктор Михайлов мальчишкой часто участвовал в кулачных боях у Дорогомиловской заставы и подробно описал приемы защиты «кулачников»: шаг или отскок в сторону, назад, нырки, подставки предплечья правой руки. Существовал и специфический способ защиты:
«Многие защищали голову, зажимая в руке и подставляя под удар отворот верхней одежды. Эту защиту трудно описать, но если вы представите себе, например, подставку внешней стороны боксерской перчатки под боковой удар, когда рука сгибается в локте и прикрывает голову сбоку, да учтете, что в руке зажат край кафтана, пиджака или отворот поддевки – это и будет описываемая защита».
Обратим внимание на изменение техники кулачного боя. Маневры, уходы, нырки совершенно не характерны для «классической» стенки. То есть русский кулачный бой обогащается боксерской техникой.
Впрочем, подобные перемены отмечены куда раньше, причем преимущественно в городах, куда раньше всего проникали «заморские веяния». Деревня значительно отставала. Яркой иллюстрацией служит рассказ Василия Куликова – деда боксера Петра Куликова, серебряного призера первенства СССР 1940 года. Василий Петрович повествует о событиях конца XIX века, когда он работал набойщиком на фабрике Якова Горелина в Иваново-Вознесенске.
Источник: oblsud.iwn.sudrf.ru
Однажды хозяин фабрики перед Масленицей отправил Василия в Шуйский уезд, чтобы тот купил у крестьян две сотни заячьих шкурок. Набойщик попал в село Дунилово накануне «стеношного» боя с селом Горица. Крупный дуниловский торговец пушниной Кобельков идти на сделку не хотел. И тогда Куликов предложил побить главного «кулачника» Горицы – дьякона Григория взамен на то, что Кобельков завтра же продаст заячьи шкурки:
«– Слышь, а ну пойдем, – держа меня за рукав, сказал Федор, – испытать тебя надобно. Устоишь против меня – по рукам, нет – поворачивайте оглобли. Не будет вам мехов.
Вышли во двор. Федор Кобельков скинул жилетку и, оставшись в одной рубахе, засучив рукава, скрестил кулаки на груди.
– А ну, начнем!
Снял я свой зипунишко, шапку на снег положил. Федор размахнулся, но кулак задел лишь плечо, а я успел ответить коротким ударом в подбородок.
– Ого! – сплевывая кровь, удивился Федор. – А теперь держись!
И снова его увесистый кулак просвистел у меня над головой. Я встретил его хлестким ударом, и он, как подкошенный, ткнулся в сугроб. Немного погодя очнулся…
– Молодец! – обрадовался. – Можешь одолеть отца Григория».
На следующий день состоялся бой Куликова против дьякона:
«Смекнул я сразу, что силой батюшку не одолеть… И не торопился наносить удары. Все уклонялся, как бы бегал от него. Дьякон рассвирепел. Еще никто так долго не сопротивлялся ему. И когда, подняв кулак, он бросился на меня, я ударил его в челюсть. Он рухнул…
– Вот откуда бокс-то пошел, – остановившись около дома, сказал Петрович…».

Источник: sport.rambler.ru
Рассказчик прямо признает, что был знаком с техникой английского бокса, и это позволило ему одолеть «деревенских». Когда же в 20-е годы стали популярны поединки «стеношников» с советскими боксерами, преимущество последних было очевидным.
Другими словами, с началом ХХ века кулачные бои в крупных городах (а именно они служили оплотами хулиганства) обогащаются разнообразной техникой ударов, и прежде всего – боксерской.
А поскольку такие бои постоянно проходили в бузотерских вотчинах (в рабочих районах), логично предположить, что эта техника вошла составной частью и в уличный бой уркаганов, хулиганов и прочих представителей пестрого нахаловского люда.