18:08   07 декабря
Шемая, небольшую рыбешку, обитающую в донских низовьях, скорее всего, исключат из следующей редакции Красной книги России. О выводе шемайки из под запрета на лов попросили чиновники правительства РО. Они утверждают, что почти исчезнувшая к началу века популяция шемайки полностью восстановлена, и хотят вернуть потраченные деньги
шансон, культура, нахальные раскопки, история, транспорт

По тундре, по железной дороге: неожиданный гимн о мучениках за веру

Текст: Фима Жиганец Фото:  wikipedia.org, klin-demianovo.ru, nvictory.org и др.
26.11.2019 21:17
467
История о том, как одна из наиболее известных русских тюремных песен послесталинской эпохи стала символом духовной свободы. Созданный на ее основе христианский гимн до сих трогает сердца людей, независимо от конфессиональной принадлежности
Меня часто спрашивают: «Фима, почему ты столько времени и сил отдаешь изучению каких-то уродских блатных песенок, зэковских завываний? Эту дрянь надо поганой метлой вычищать из нашей культуры!». А между тем ни один из моих критиков не имеет ни малейшего представления о песнях, которые он критикует, об их истории, о том, сколько удивительных, забавных, поучительных и страшных событий с ними связано. Я изучаю не только песни, я по-новому открываю историю и культуру нашей с вами страны. И этот очерк – не исключение.

Уверен, многие из вас слышали хотя бы припев знаменитой гулаговской песни о побеге двух арестантов: 

По тундре, по железной дороге,
Где мчится скорый «Воркута-Ленинград»,
Мы бежали с тобою от проклятой погони,
Чтобы нас не догнал автоматный заряд!



Но рассказ мой не совсем о ней. Дело в том, что существует религиозный вариант – скорее, не вариант даже, а переделка – истории воркутинского побега, которую до сих пор исполняют христиане-баптисты. Записи баптистских хоров можно найти в интернете. Привожу эту песню полностью, она того стоит:

По тундре, по железной дороге
Мчится поезд «Барнаул-Воркута».
За стальною решеткой там сидят христиане
И под грохот колес тихо гимны поют.

По тундре, по суровой Сибири
За правду божью наших братьев везут.
Но когда на свободе мы их снова увидим,
Будем радостно бога мы опять прославлять.

В неволе вы не падайте духом,
Мы вместе с вами создаем божий дом;
Хоть тяжка ваша доля, и хоть слезы польются,
Но Христова свобода ждет борцов впереди.

Но скоро пролетит это время,
Не будет тюрем и больших лагерей,
Будет братство Христово, будет вечное лето,
И тогда в жизни новой будет вечный покой.



Этот гимн можно считать полноценной версией песни «По тундре», хотя в ней нет ни слова о побеге. Зато своеобразно продолжена тема протеста против лагерного рабства, ненасильственного, но бескомпромиссного противостояния злу.

«Христосики» против «начальничков»

Сила духа сектантов и евангельских христиан отмечается многими узниками советских лагерей. Олег Волков вспоминал о Соловках 1928 года:

«Упорство сектантов накаляло начальство до предела… Кучку державшихся вместе исхудалых и оборванных сектантов загнали в угол зоны и, связав руки, поставили на выступающий валун. Было их человек двадцать… Командир распорядился: стоять им на валуне, пока не объявят своих имен и не пойдут работать. Строптивцев поставили «на комары» – так называлась в лагере эта казнь, предоставленная природе. Люди как бы и ни при чем: север, болота, глушь, как тут без комаров? Ничего не поделаешь!

Писатель Олег Васильевич Волков. Источник: klin-demianovo.ru

И они стояли, эти несчастные «христосики» – темные по знаньям, но светлые по своей вере, недосягаемо вознесенные ею. Замученные и осмеянные, хилые, но способные принять смерть – за свои убеждения...
Стояли молча, покрытые серым шевелящимся саваном. Даже не стонали. Чуть шевелились беззвучно губы.
– Считаю до десяти, ублюдки! Не пойдёте – как собак перестреляю... Раз... два...
Начальник исступленно матерится и бросается на них с поднятыми кулаками.
Продержали их несколько часов. Взмолились изъеденные стражи. И начальник махнул рукой: «А ну их к...».

Или вот мемуары донского писателя Гавриила Колесникова «Лихолетье» (Колыма, конец 1930-х):

«Помню я одного сектанта. Молодой. Страшно сильный, хотя и некрупный, а по духу настоящий протопоп Аввакум. Был он тихий, безотказный, безропотный, очень добрый и неназойливо услужливый. Такие спокойно, без позы идут на расстрел вместо товарища. И работник редкостной мощи: сколько он колымской земли перелопатил. По его твердому убеждению, суббота принадлежала богу и была нерабочим днем. И в этот день все силы ада ополчались против него. Собаки. Солдаты. Нарядчики. Карцер. Голод. Пинки. Кулаки. Сапоги. Приклады.
 
Гавриил Семенович Колесников. Источник: wikipedia.org

Он молился на верхних нарах, и его с размаху сталкивали наземь, а потом, заарканив лямкой, по каменистой колымской дороге волокли километра за три в забой. Так было каждую субботу, годами. Но так и не нашлось в лагере силы сильнее его духа. Только вспыхивал он в дни истязаний, нет, не божественным, а скорее, сатанинским огнем, и кричал своему богу, не то грозя, не то ликуя:
– За тя, Господи, погибаю!».

Высоко оценивал сектантов и Варлам Шаламов в одном из писем Солженицыну (ноябрь 1962 года): «За двадцать лет, что я провел в лагерях и около них, я пришел к твердому выводу – сумма многолетних, многочисленных наблюдений, – что если в лагере и были люди, которые, несмотря на все ужасы, побои и холод, непосильную работу, сохранили и сохраняли неизменно человеческие черты – это сектанты и вообще религиозники, включая и православных попов…
Вера у них – очень твердая, чистая, горячая, помогала им переносить каторгу, не колебнувшись и не разрушившись душой. Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу».

Как следаки подались в проповедники

Однако хотелось бы прояснить существенную деталь: почему в песне евангельских христиан мчится поезд «Барнаул-Воркута»? Случаен ли этот маршрут? Нет, упоминание Барнаула в песне далеко не случайно.

Совершим небольшой экскурс в историю отношений Советской власти и протестантских церквей евангельских христиан и баптистов. Поначалу Советы относились к этим конфессиям терпимо. Их члены пользовались относительной свободой деятельности, могли свободно проводить богослужебные собрания, издавать и приобретать за рубежом духовную литературу и т. д. Но уже в апреле 1929 года выходит постановление ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях», в котором резко ограничены права верующих. Уголовному преследованию подверглись в том числе евангельские христиане и баптисты. Из лагерей за время сталинских репрессий не вернулись около 22 тысяч осужденных членов обоих движений. 

Атеистическая газета "Безбожник". Источник: wikipedia.org

С 1930 года не действовал Всесоюзный совет союза христиан веры евангельской; с 1935 года перестал существовать  Всесоюзный совет баптистов; с 1938 года прекратил деятельность Всесоюзный совет евангельских христиан. Почти все руководители этих организаций были арестованы, находились в тюрьмах, лагерях и ссылках. 

Правда, в октябре 1944 года оба религиозных движения объединяются, и в стране легально начинает действовать Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, признанный Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Позднее к ВСЕХБ присоединилась часть пятидесятников и братских меннонитов. Однако многие евангельские христиане-баптисты были недовольны позицией ВСЕХБ, который, по их мнению, проявлял чрезмерный конформизм в отношениях с государством. Особенно усилилось это недовольство во время правления Никиты Хрущева. В апреле 1961 года возникает Инициативная группа по созыву съезда ЕХБ. Инициативники выражали недовольство по поводу действий руководства ВСЕХБ и добивались проведение всесоюзного съезда.

Вот тут мы и подходим к «барнаульской трагедии», или делу «Кулундинских узников» 1963-1964 годов. Вообще-то в Алтайском крае и до того были сильны позиции евангельских христиан-баптистов. Еще до объединения в одно религиозное движение эти верующие преследовались государственными карательными органами. Только в 1935 и 1937 годах в Барнауле были расстреляны пятнадцать «братьев» из общин. Однако куда больше оснований связать создание религиозной переделки песни «По тундре» с событиями 1963 года. 

Президиум ВСЕХБ, 1944 год. Источник:  wikipedia.org

Деятельность Инициативной группы в Алтайском крае принесла свои плоды. В поселке Кулунда в 1962 году возникла серьезная конфликтная ситуация. Как позже было сформулировано в обвинительном заключении:

«В первых числах ноября 1962 года местные органы Советской власти объявили верующим баптистам о необходимости регистрации общины и о запрещении впредь проводить какие бы то ни было сборища верующих. Некоторая часть верующих согласилась с указанием местных органов. Однако другая часть верующих, преимущественно молодежь, в том числе Хмара Любовь Михайловна, Субботин Владимир Феоктистович, Хмара Николай Кузьмич, Классен Мария Яковлевна, Хмара Василий Кузьмич и другие, не подчинились местным органам власти.

Субботин применял не только принуждения детей к вере в бога, но также воздействовал наглядной агитацией, развешанными по стенам квартиры плакатами, как-то: «Один у нас учитель – Христос», «Помни Создателя в дни юности твоей» и другие...

Молодежная группа сектантов, возглавляемая Субботиным и его активными сторонниками, допускали своевольность и неправильное толкование, критиковали и не признавали новое положение ВСЕХБ».

Умиляет пассаж с «неправильным толкованием»: оказывается, советский суд вправе был определять, какое «положение» Библии является «правильным», а какое «неправильным», и карать «еретиков» за своеволие.

Самодельная листовка Совета родственников узников ЕХБ. Источник: invictory.org

На эту нелепость обратили внимание в своем открытом письме евангельские христиане-баптисты Алтайского края: «Можно подумать, что следователи являются членами Священного синода с высшим богословским образованием, хорошо разбирающиеся в библейских истинах и призванные защищать их непогрешимость, и что органы прокуратуры и суда также являются стражами Церкви в непогрешимости библейских истин. Вовсе нет... В Уголовном кодексе нет статьи «за неправильное толкование Библии».

Почему прокурор – не прораб?

Но мы забегаем вперед. Центральной фигурой «барнаульской трагедии» стал пресвитер Николай Хмара – бывший алкоголик, который после вступления в евангельскую общину покончил с пьянством и стал проповедником. К моменту ареста Хмара был членом евангельской церкви христиан-баптистов всего четыре месяца. Вместе с Федором Субботиным и другими активными членами общины он пылко поддерживал «инициативников» и выступал против ВСЕХБ. 

Но и власти не дремали. 2 августа 1963 года в Кулунде они собирают сход граждан (407 человек) для обсуждения статьи «Воинствующие мракобесы» («Советская Кулунда» от 28 июля 1963 года). Звучат призывы ликвидировать секту баптистов и предать народному суду ее организаторов, что и было отражено в решении схода. 13 августа 1963 года на основании этого заявления возбуждено уголовное дело. Осенью 1963 года наиболее активные члены «религиозного сопротивления» Федор Субботин, Василий Хмара и Николай Хмара были арестованы.

После смерти Николая Хмары создан Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ. Источник: invictory.org

Жена Николая Хмары позднее вспоминала:

«Мой муж, Николай Кузьмич, в начале 60-х годов стал посещать богослужения христиан и сразу сказал: «Если я уверую в Господа, меня посадят в тюрьму». Но он не боялся этого. 3 ноября 1963 года Николая Кузьмича арестовали.

У нас в семье было четверо детей, младшей дочери в то время было всего две недели. Николай Кузьмич знал, что в этот день его арестуют. Утром мы только склонились на колени для молитвы, подъехала машина. Обратившись к детям, Николай Кузьмич сказал: «Дети, знайте, что ваш папа не преступник. Меня забирают в тюрьму за то, что верую в Бога». Помню, как он, смахивая слезу, долго смотрел на младшую дочурку».

Следствие над группой верующих закончилось 19 ноября 1963 года. А 24-27 декабря 1963 года в поселковом клубе Кулунды состоялся открытый суд. Процесс был громким, изобилующим нелепостями и грубейшими нарушениями. Допрашивали даже школьников, детей подсудимых – учащиеся третьего, шестого и восьмого классов. В их числе оказался и 14-летний Володя Хмара, который своими ответами сумел поставить общественного обвинителя в нелепое положение:

«Вопрос: В каком классе ты учишься?
Ответ: В шестом.
Вопрос: Являешься пионером или комсомольцем?
Ответ: Нет.
Вопрос: В вашем классе, наверное, все пионеры?
Ответ: Да, все.
Вопрос: Почему же ты тогда не пионер?
Ответ: А почему вы именно прокурор или судья, а не мастер или прораб?
Ответ судьи: Мне так нравится.
Ответ свидетеля: И мне так нравится.
Вопрос: Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
Ответ: Когда вырасту, тогда подумаю».

Полный текст диалога Владимира Хмары с общественным обвинителем сохранился в архивах.

Источник: docplayer.ru

Суд завершился обвинительным приговором: «Судебная коллегия приговорила: Субботина Ф. И. к пяти годам лишения свободы с отбытием в колонии строгого режима; Хмару Н. К. и Хмару В. К. к трем годам л/с в колонии общего режима; Хмару Л. В. – два года л/с условно».

Как Брежнев мстил за баптистов

Но самое страшное случилось позже. 9 января 1964 года, через две недели после объявления приговора, Николай Хмара умер в Барнаульском СИЗО. Семье принесли телеграмму о смерти 11 января. Вдова узника делилась воспоминаниями:

«На улице была вьюга, дороги безлюдные. Вдруг открывается дверь, вошел родной брат мужа. После напряженной паузы он сказал:
– Маша, кто любит отца или мать, или мужа более, нежели Господа, не достоин Его!
– Володя, что ты хочешь этим сказать? С Николаем что-то случилось?
– Да, Маша, Николая уже нет на земле...
Дети ушли в другую комнату и зарыдали. Я опустилась на колени и могла сказать только несколько слов: «Господи! Дай терпенье все перенести...».

Родственники получили из тюрьмы тело Николая Кузьмича. Закрытый гроб привезли в Барнаул. Братья открыли гроб и, увидев тело, ужаснулись. Тело было изуродовано... Тут же составили и отправили телеграмму в правительство на имя Леонида Брежнева:

«После суда в тюрьме над заключенными производятся пытки. Двое еще живы – Хмара и Субботин, а третий умер, не выдержал произвола краевого суда и тюрьмы. Избито все тело, пальцы пожжены, голова не имеет формы, тело все в кровоподтеках, язык вырван. Народ приходит в ужас. Просим вашего вмешательства. Тело хранится до вашего ответа».

Источник: docplayer.ru

Позднее в Открытом письме евангельские христиане-баптисты Алтайского края дали еще более полную картину: «На руках видны следы от наручников, ладони рук, пальцы и подошвы ног пожжены, нижняя часть живота имеет следы выжженных ран в виде проколов острыми раскаленными предметами, правая нога опухшая, ступни обеих ног имеют следы пробоин, на теле – следы ссадин и синяков». Как будто бы повторилась история с гонениями христиан в Римской империи – разве что львами не травили...

Можно только предполагать, что эта же информация отправилась также в международные организации, и именно потому дело получило огромный резонанс. Во всяком случае, на место выехала правительственная экспертная комиссия. До ее прибытия с 12 по 16 января шли богослужения, похороны откладывались. И – невиданное дело! – Судебно-медицинская экспертиза и Генеральный Прокурор СССР признали не только факт насильственной смерти Николая Хмары, но и незаконность возбуждения против него уголовного преследования:

«Совершенно необоснованно только за свои религиозные убеждения был привлечен к уголовной ответственности и осужден... Хмара Н. К. Причем во время его содержания под стражей начальник Славгородского следственного изолятора УООП Алтайского края майор Нестеров, находясь на службе в нетрезвом виде, избил заключенного Хмару Н. К., а заместитель начальника изолятора Анипко при этапировании больного Хмары в г. Барнаул преступно-халатно отнесся к обеспечению надлежащих условий перевозки заключенных в холодное время года, вследствие чего у Хмары были обморожены пальцы обеих ног, наступило общее переохлаждение тела, которое повлекло заболевание Хмары воспалением легких и его смерть...
Должностные лица, виновные в смерти Хмары, были привлечены к уголовной ответственности...».
 

Богослужение общины христиан баптистов, 1950-е годы. Источник: pomnim.faith

Вмешательство правительственной комиссии не позволило местным чиновникам исполнить «частное определение» Алтайского краевого суда «О передаче несовершеннолетних детей Субботина Ф. И., Хмары Н. К. и Хмары В. К. в детские учреждения». Хотя первое время Марию Хмару вызывали в школу, в милицию, к следователю... Она вспоминала: «Шло время, дети оставались в семье, а злобно настроенные люди возмущались: «Почему у нее не отбирают детей?!». Дочь Надя (первоклассница) каждое утро со слезами говорила: «Мама, я не хочу идти в школу, меня заберут в интернат...» – «Ну и что, адрес домашний знаем, напишем маме, и она приедет к нам», – утешали ее братишки. Я слушала детей, и слезы лились ручьем. Но Господь не допустил этого насилия». 

После мученической смерти Николая Хмары был создан Совет родственников заключенных. Эта организация отправила  в Генеральную Прокуратуру СССР, КГБ и Совет по делам религий при СМ СССР заявление, где были изложены факты незаконных преследований верующих. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян дал распоряжение «истребовать и изучить все дела в отношении верующих евангельских христиан-баптистов, привлеченных в 1961-1964 гг. по ст. 227 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других республик, обеспечив опротестование каждого необоснованного приговора и постановления суда». И. о. Генерального прокурора СССР Михаил Маляров 10 сентября 1964 года заявил:

«Субботин Федор, Хмара Николай, Хмара Василий и Хмара Любовь осуждены необоснованно... Они являлись членами религиозного объединения ЕХБ, деятельность которого разрешена законом. Поэтому деятельность группы баптистов, в которую входили осужденные, не может считаться нелегальной, независимо от того, что группа не была зарегистрирована местными органами власти.
Нет ничего преступного в том, что осужденные выступали против Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов и высказывали недовольства руководителями церкви по внутрицерковным делам, в которые государство не вмешивается.
 
Генерал-лейтенант юстиции Михаил Петрович Маляров. Источник: shieldandsword.mozohin.ru  

Нет ничего преступного в том, что осужденные совершали в своих квартира религиозные обряды, ибо, согласно ст. 124 Конституции СССР, свобода отправления религиозных культов признается за всеми гражданами.

Действия осужденных, продолжавших проведение молитвенных собраний, несмотря на требования явившихся на эти собрания работников милиции и дружинников прекратить их, нельзя рассматривать как неповиновение представителям власти, так как в данном случае работники милиции и дружинники действовали незаконно, нарушая конституционные права советских граждан на неприкосновенность их жилища и свободного совершения религиозных обрядов.

Религиозное воспитание несовершеннолетних в семье также не является преступлением.

В действиях осужденных нет состава преступления, предусмотренного ст. 227 УК РСФСР, которая устанавливает ответственность не за религиозную деятельность, а за деятельность, проводимую под видом проповедования религиозных вероучений…

Прошу:

Приговор Алтайского краевого суда от 24-27 декабря 1963 года... отменить и дело прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления».

Президиум Верховного Суда РСФСР от 23 сентября 1964 года отменил обвинительный приговор и постановил: «Дело производством прекратить за отсутствием состава преступления».



Осенью 1964 года освободили из неволи братьев: Ф. И. Субботина и В. К. Хмару.

Угрозы отнять детей в этих семьях узников не осуществились. Случай для советского общества, можно сказать, уникальный, тем более что после него 14 октября 1964 года в Верховном Суде СССР состоялось совещание с председателями Верховных судов союзных республик для обсуждения результатов обобщения судебной практики по делам о нарушении законодательства о религиозных культах.

Председателям Верховных судов было рекомендовано изучить уголовные дела, рассмотренные судами в 1962-1964 годах, по которым были привлечены к ответственности служители культов и участники религиозных организаций, и принять меры к устранению допущенных судами ошибок. А в Кремле Микоян лично принял делегацию евангельских христиан в составе пяти человек, которая доложила главе государства о положении гонимых верующих ЕХБ.

Вот какая трагическая история запечатлелась в одной из переделок знаменитой арестантской песни.

Комментарии (1)
Рий
5 часов назад
Охренеть... Спасибо за статью, раскрывающую ещё одну сторону советского гуманизма...
Ответить
0
05.12.2019 01:52

Кровавое убийство произошло вечером 30 ноября во дворе общежитий Южного федерального университета. Спор двух студентов из Латинской Америки перерос сначала в массовую драку, а затем в поножовщину

05.12.2019 00:17

Современные аферисты предпочитают обманывать доверчивых граждан по телефону или через интернет. Однако время от времени правоохранители задерживают тех, кто работает по-старинке, с выходом в поле. Мошенники, арестованные возле финской границы, еще и поработали в поле лопатой и киркой

04.12.2019 14:24

Массовое увольнение врачей из новочеркасской инфекционной больницы — не случайность и не проявление эмоций, рассказал в специальном видео депутат гордумы Новочеркасска Дмитрий Попов. Заменят ли строптивых врачей на новеньких? «Нахаловка» разобралась с новыми и старыми врачами

04.12.2019 12:09

Торгово-дисконтное сумасшествие, которое по западной традиции в России принято называть «черной пятницей», привлекает не только любителей больших скидок, но и мошенников всех мастей. Эксперты предупреждают, что к рождественским распродажам число фишеров в Сети будет только увеличиваться

02.12.2019 23:48

В мэрии Краснодара презентовали конечный проектный план нового аэропорта. Построить транспортный хаб собираются в течение ближайших четырех лет. Обещают, что он будет красивый и удобный, а территорию под стройку любезно выкупят у жителей ближайшего хутора по баснословным ценам

02.12.2019 13:27

РКН составил тестовый «Перечень информационных ресурсов, неоднократно распространяющих недостоверную информацию». В подборке оказалось 22 недобросовестных медиа и 5 персональных аккаунтов, которые выдвинули встречные претензии

Тёрочки
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Товар успешно добавлен в корзину