Украшением Ростова-на-Дону в 1972 году стал памятник Семену Буденному, не раз освобождавшему город от белых, а его жителей – от всего ценного. Яйца его кобылы неформальный символ: «под яйцами» не бывал – Ростова не видал. Но почему кобыла с тестикулами?
Отправить
Он пел народну песню «Мурка»…
Семен Михайлович Буденный – личность легендарная и воспетая не одним поколением советской творческой интеллигенции.
Хотя, конечно, случались в этом смысле и перегибы. Об одном из них поведал пролетарский поэт Владимир Маяковский 25 марта 1930 года на выступлении в доме комсомола Красной Пресни:
«Я был на юге и читал стихотворение в газете. Целиком его не запомнил, только лишь одну строфу:
В стране советской полуденной,
Среди степей и ковылей,
Семен Михайлович Буденный
Скакал на сером кобылЕ.
Я очень уважаю Семена Михайловича и кобылу его, пусть его на ней скачет, и пусть она невредимым выносит его из боев. Я не удивляюсь, отчего кобыла приведена в мужском роде, но если по кобыле не по месту ударение сделать, то кобыла занесет, пожалуй, туда, откуда и Семен Михайлович не выберется. Таким образом, стихотворение, которое рассчитывали сделать героическим, на самом деле звучит юмористически, то есть благодаря неумелости автора, благодаря <отсутствию> отточенности в его пере, вместо того чтобы эффект получился ударный, за Буденного, получилось смешно».
ВСАСОТР – Всероссийский союз административно-советских, общественных и торговых работников, располагался в здании Дома Офицеров. Источник: rslovar.com
Вообще-то Владимир Владимирович слегка покривил душой. Ни в какой южной газете он этого стихотворения не читал. На самом деле речь идет о советском фольклоре, о народной песне, где имя отважного командарма тесно связывается с не менее популярным именем героической бандитки Мурки, погибшей от рук коварных сотоварищей:
В стране советской полуденной
среди степей и ковылей
Семен Михайлович Буденный
скакал на рыжем кобылЕ.
Он был во кожаной тужурке,
он был во плисовых штанах,
он пел народну песню «Мурка»,
пел со слезою на усах.
И вот, когда уж эта Мурка
совсем убитая была,
была мокра его тужурка,
навзрыд рыдала кобылА.
Когда же кончились патроны
и петь уж не хватало сил,
четыре белых эскадрона
Семен Михалыч порубил…
Впрочем, некоторые исследователи низовой песни убеждены, что Буденный скакал вовсе не на кобыле, а на «рыжем кобеле».
Такая догадка, право слово, обидна для ранимых душ аборигенов Тихого Дона. И чтобы уж совсем отмести подобного рода гнусные инсинуации, мы вынуждены раскрыть глаза читателям на истинное отношение легендарного полководца к кобыльему племени.
Героические яйца
Для этого совершим небольшой экскурс в прошлое. Был в центре Ростова собор Александра Невского. Его благополучно разрушили в 1929-1930 годах, а позднее здесь возникла Площадь Советов и выросло, с одной стороны, здание горкома совместно с горисполкомомом, с другой – Дом Советов (ныне, после второго крещения, – представительство президента России в Южном Федеральном округе и администрация Ростовской области). Фактически оба монументальных здания появились в конце 50-х годов прошлого века, хотя горком был возведен в 1956 году «с нуля», а Дом Советов, построенный в духе конструктивизма с 1929 по 1934 годы, восстановлен из руин после войны и, увы, утратил свои архитектурные достоинства.
Александро-Невский собор и здание Госбанка. 1915-1930. Источник: wikipedia.org
Но у нас, впрочем, речь пойдет о других, скульптурных «достоинствах». Дело в том, что между двумя упомянутыми зданиями застыла монументальная скульптурная группа, состоящая из всадника на коне, пешего бородача в шинели и лежащего матроса. Половые органы жеребца отлиты настолько реалистично, что Давиду Микеланджело впору устыдиться ничтожности своих «причиндалов». В честь столь внушительных и тяжелых конских «достоинств» место рядом с монументом с 1972 года (дата появления шедевра) именуется в народе коротко – «под яйцами».
Мало того, появилась традиция красить эти яйца на Пасху. Я в свое время лично лицезрел эту замечательную картину. Помню, одно яйцо было окрашено в желтый цвет, другое – в зеленый. Лучше, конечно бы, в красный: памятник все-таки красной Конармии. Но такого колера не припомню.
Источник: rslovar.com
Говорят, в роли «яйцемазов» выступали курсанты РАУ – Ростовского артиллерийского училища. Другие называют курсантов морского училища имени Седова (ныне Институт водного транспорта). Я склоняюсь к первой версии. Хотя бы потому, что с закрытием в 2011 году РАУ (к тому времени – РВВКИУ им. маршала Неделина) традиция красить конские тестикулы быстро угасла. По крайней мере, я цветастых конских яиц уже давно не видел. Хотя, может быть, другим ростовчанам повезло больше, и они меня поправят.
Замечу ради справедливости, что к монументальным яйцам неравнодушны не только ростовчане. В первых рядах все-таки выступают питерцы – можно сказать, зачинщики этой почти религиозной традиции. Там каждый год начищают до блеска яйца коня, на котором восседает Медный всадник, сиречь Петр Великий. По сообщениям разных источников, вроде бы то же самое происходит и с памятником Салавату Юлаеву в Уфе – самой крупной конной статуей в Европе. Между прочим, монумент изображен на государственном гербе Башкортостана. Думаю, теперь, с принятием закона об уголовной ответственности за надругательство над государственными символами, у молодых башкир желание драить конскую мошонку быстро отпадет. Тем более, что до конских «достоинств» добраться сложнее: постамент памятника – почти четыре метра, так что карабкаться сложновато.
Неувядаемая слава мародеров
Однако вернемся к героическому ростовскому жеребцу. Первоначально памятник предназначался для Волгограда и должен был напоминать об обороне Царицына в 1918 году (где настолько героически отличился гениальный стратег и тактик Иосиф Джугашвили, что ему чуть не оторвали голову товарищи по партии). Однако волжане творение скульптора Вучетича почему-то отвергли. Может, в цене не сошлись?
Сообразительный мастер кайла и зубила шустро переименовал памятник в «Освобождение Ростова от белогвардейцев в 1920 году» и продал донцам, тем более, как убеждал он новых покупателей, на коне якобы изваян лично Семен Буденный, отряды которого действительно взяли Ростов в январе 1920 года. Растроганные ростовчане распахнули Вучетичу свои объятия.
Евгений Викторович Вучетич. Источник: souzveche.ru
Тут, однако, не обойтись без исторической справки о подвигах усатого первоконника. Конармия Буденного брала Ростов дважды. Сначала она вошла в оставленный белыми город 8 января, но на следующий день отходившая с фронта Корниловская дивизия мимоходом вышибла «красную сволочь» из Ростова. Отбить «папу» удалось лишь на следующий день.
Этот факт огорчил храбрых конников до невозможности. И они оторвались по полной программе! Ростов был ко времени «освобождения» богатейшим городом: его магазины, склады, амбары ломились от товаров и продуктов, вин и закусок. И конармейцы считали священной обязанностью «взлохматить» эту «столицу белогвардейщины». Так что погуляли от души.
Известная песня утверждает:
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши штыки…
Ну чего уж скромничать? Запомнились конармейские штыки и несчастным ростовчанам (или ростовцам, как их тогда называли). Приказ Реввоенсовета армии № 15 от 15 января гласит, что вместе с бандитами и хулиганами, выпущенными из тюрем врагами Советской власти, «малосознательные солдаты Красной Конной и других армий, расположенных в гарнизоне г. Ростова, также стали грабить, бесчинствовать и пьянствовать». Приказ требовал изолировать бойцов на территории гарнизона, пересчитывать их через каждые три часа, а с отсутствующими без уважительных причин поступать как с дезертирами, сиречь расстреливать. Кроме того, «всех пьяных и бесчинствующих, как бойцов, так и граждан немедленно арестовывать», «производить дознание и тотчас же передавать в военно-революционный трибунал, где к виновным будут применяться самые строгие наказания независимо от занимаемых ими должностей, и никакие их боевые заслуги не будут приниматься в расчет», «вместе с виновными красноармейцами будут судимы и их ближайшие начальники».
Источник: meotyda.ru
Однако никакие приказы не могли остановить грабителей в буденовках. Вскоре под удар попала Нахичевань. «В Нахичевани продолжаются грабежи фабрик, заводов, магазинов… Считаю эти явления недопустимыми в армии и приказываю всех, уличенных в краже и мародерстве, незамедлительно направлять в революционный военный трибунал», – требовал уже 1 февраля 1920 года нахичеванский комендант Михаил Сангурский.
Красные войска фактически развернули войну против мирного населения. Хотя боев в Ростове не было и белые ушли без единого выстрела, Климент Ворошилов вспоминал: «Почти все магазины – с вышибленными стеклами, выломанными дверями. И все это для соблазнения красных, для их разложения. Напрасные надежды!». Да какие уж напрасные, если под трибунал угодил даже военный комендант города – легендарный Александр Пархоменко.
Источник: meotyda.ru
Пьяные бесчинства кончились для буденновцев печально. Утром 20 февраля белогвардейский Добровольческий корпус и части 3-его Донского корпуса так врезали красным конникам под их кобыльи зады, что те, задрав штаны, пробкой вылетели из Ростова и Нахичевани. В дело пришлось вмешиваться командарму Михаилу Тухачевскому, который с трудом вынудил белых навсегда покинуть Ростов.
Но и после третьего «освобождения» города красноармейский беспредел продолжался. Тухачевский вспоминал о «незаконных реквизициях и конфискациях у населения, насилиях, бесчинствах и грабежах» частями Красной Армии. В авангарде снова Первая Конная: «Наблюдается бешеная скачка лиц, принадлежащих к составу Красной Армии, по улицам города. В результате всего этого население в городе терроризировано». Впрочем, Тухачевский быстро отрезвил бандитов Семы Буденного, швыряя их под пресс ревтрибунала или вовсе расстреливая без суда.
Легким движением руки жеребец превращается…
Вучетич, поступивший в Ростовскую художественную школу всего через шесть лет после «освобождения» города, к легендарному командарму испытывал теплые чувства. Поэтому позже, в начале 70-х, пригласил героического усача на открытие монумента.
Вот что вспоминал один из участников тех торжественных событий:
«Буденный вокруг походил – и насупился. Народ интересуется – «Ну, Семен Михайлович, похож?» Буденный обиженно: «Я-то похож! Но це ж издевательство! Казак никогда на кобыле не сидел!». Вот умные люди Вучетичу и присоветовали: знаешь, Михалыч, дед сварливый, съест он тебя; ты бы приклеил к кобылке мужское начало. «Ах, так!» – подумал оскорбленный до глубины души скульптор. И слепил такие гипертрофированные конские причиндалы, которые по праву могут войти в книгу рекордов Гиннеса. Кстати, по сей день ростовчане это дело на Пасху белой или желтой краской красят».
По другим сведениям, возмущался не сам Буденный, а ветераны Первой Конной, которые собрались на открытии памятника 30 апреля 1972 года.
Источник: meotyda.ru
В любом случае, критические замечания гендерного толка на самом деле несправедливы: в казачьих войсках атаманы традиционно шли в бой именно на кобылах, чтобы горячие жеребцы устремлялись следом, повинуясь не только нагайкам, но и сексуальному чувству. Да и на парад красные командармы выезжали на кобылах же. Потому как неувязочка может выйти: лихой наездник рапортует главнокомандующему, а тут жеребца «поведет» на какую-нибудь симпатяшку в конном строю.
Другое дело, что славный яйценосный ваятель допустил ряд других явных нелепостей.
Так, сапоги на всаднике не кавалерийские, остроносые, а пехотные. Между тем тупоносыми кирзачами никогда не поймать стремя. Стремена современные, конкурные; седло – смесь спортивного с пастушеским; портупея – образца 1943 года, «ручная бомба Михельсона», то есть граната, которой матрос метит в резиденцию полпреда, не соответствует реальному образцу ни пропорциями, ни размерами.
К слову, о гранате. Монумент Вучетича расположен так, что вся группа развернута грозными ликами в сторону горкома КПСС (ныне, напомним, представительства Президента России в ЮФО). Как будто красноармейцы идут на штурм партийной обители со стороны Дома Советов, защищая Советскую власть от КПСС. К тому же памятник расположен ближе к Дому Советов и подальше от горкома, который находится через дорогу от площади. Популярный «краеведческий» ростовский анекдот объясняет, что памятник поставили подальше, чтобы героический матрос не смог добросить свою гранату до горкома.
И еще одна деталь. В постперестроечные годы какие-то вандалы, пожелавшие остаться неизвестными, содрали с постамента табличку «В память об освобождении Ростова от белогвардейских банд». Да оно и к лучшему: еще вопрос, от каких банд Ростов пострадал больше – от белогвардейских или от красногвардейских.
В общем, с памятником Семену Михалычу не совсем повезло. И что теперь остается? Будем гордиться тем, что есть.