Оказывается, русская культура создавалась психопатами, истериками, параноиками, шизофрениками, маниакально-депрессивными уродами и прочими уважаемыми дегенератами. Ловите пояснение за этот посыл
Отправить
Погружение в бездну
Как много нам открытий чудных готовит медицины дух… Есть книги, которые являются обязательными для любого культурного человека. Для нас, людей европейской цивилизации, это Библия, «Илиада» и «Одиссея», античные мифы, «Дон Кихот», трагедии и комедии Шекспира и прочее. Для русского – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и далее по списку. Для меня же с недавних пор этот перечень пополнился увесистым томом Александра Шувалова.
Как? Вы не в курсе, кто такой Шувалов? Ну, батеньки и матушки, это уже ни в какие ворота. Тогда персонально для вас придется провести курс молодого интеллектуального бойца. Упомянутый и даже, не побоюсь этого слова, гениальный ученый и писатель является автором монументального труда «Безумные грани таланта» с подзаголовком «Энциклопедия патографий». Суть сего творения броско и афористично раскрыта в крылатой фразе Стендаля, которую господин Шувалов разместил на обложке своей энциклопедии: «Известную долю биографий великих людей должны написать их врачи». Патография – это, так сказать, наука, которая как раз изучает жизнь и творчество гениев мысли с точки зрения их ненормальности, отклонения от нормы. Собственно, термин как раз и состоит из двух «слепленных» слов – патология и биография.
Александр Шувалов, психиатр, писатель. Источник: characterology.ru
Признаться, когда я впервые столкнулся с энциклопедией, поначалу решил, что имею дело с сочинением ироническим и пародийным. Ну, решил психиатр-нарколог поглумиться над горе-исследователями, которые любое дело доводят до нелепости. Не может быть, чтобы автор серьезно считал, что вся интеллектуальная история человечества – порождение припадочных безумцев. Однако 1200 страниц «пародии» – это, право, не смешно, тем более что «энциклопедия» переиздается с завидным постоянством (последний раз в 2018 году), что свидетельствует о ее востребованности. Тут, знаете ли, не до шуток. И решил я в этом феномене разобраться по мере сил.
Для тех, кто не совсем уловил, что это за удивительный труд и в чем его ценность, процитирую аннотацию: оказывается, перед нами – «первая в отечественной литературе книга, целиком посвященная взаимовлиянию патологии и таланта, включает информацию о сотнях выдающихся людей: от корифеев науки и искусства до выдающихся государственных и религиозных деятелей. Это итог тридцатилетнего кропотливого труда автора…». То есть кем-то уважаемый господин психиатр с упорством, достойным лучшего применения, убедительно доказывает читателю, что талантливые, выдающиеся, а уж тем паче гениальные люди стали таковыми в результате того, что, грубо выражаясь, шарики у них зашли за ролики.
Чезаре Ломброзо. Источник: shkolazhizni.ru
Мысль, конечно, не первой свежести. Еще знаменитый итальянец Чезаре Ломброзо в первой половине 1870-х годов написал книгу «Гениальность и умопомешательство», где поделился своими наблюдениями над пациентами домов для умалишенных. Известный криминолог вывел сходство психов и гениев как в физиологическом, так и в расовом, и в генетическом плане. Тогда же Ломброзо отметил «аномалии черепа у великих людей». Последнее наблюдение сильно возбудило Адольфа Алоизовича Шикльгрубера, который, став фюрером германского народа, бросился измерять черепа подданных на предмет их соответствия стандартам арийской расы.
В общем, у нас есть повод возгордиться: наконец-то и на Руси нашелся достойный преемник итальянского ученого. Тем более что Шувалов продолжает свои изыскания. Уже появились «Женская гениальность: история болезни», «Вечные спутники: творчество и алкоголизм», «Вечные спутники: творчество и шизофрения», «Вечные спутники: творчество и аффективные расстройства»… Как говорится, шуваловские спутники избороздили просторы Большого театра до изнеможения. Подозреваю, наш гениальный психиатр не успокоится до тех пор, пока не останется в памяти человеческой ни одной сколько-нибудь заметной фигуры, которая не была бы причтена к лику психов, алкоголиков, наркоманов, дегенератов, эпилептиков и прочей талантливой сволочи.
Вообще-то интерес к темной стороне человеческого сознания, тем паче со стороны врача, который занимается преимущественно этими проблемами, очевиден и понятен. Талант – это и есть безусловное отклонение от нормы (хотя что есть норма?). Когда-то я сам написал эпиграмму:
Да, здравомыслие похвально.
Давайте же рассудим здраво:
Поэт не может быть нормальным –
Он просто не имеет права.
Но все же, как говаривал известный персонаж Владимира Высоцкого, пациент Канатчиковой дачи: «Вот те раз! Нельзя же так!». Надо же как-то подготовить читателя к опасному погружению в бездны духа.
Идиот – это звучит гордо
Не то чтобы я совсем уж был неподкованным. Разумеется, имею представление о том, что Пушкин – сексуально озабоченный матерщинник и хулиган, Лермонтов – злобный карлик и человеконенавистник, Достоевский – эпилептик, игроман и параноик, Чайковский – вообще сами знаете кто. Приучили нас и к тому, что не только нехороший Гитлер, но и некогда хорошие классики марксизма-ленинизма – сплошь психопаты, сифилитики, вырожденцы, садисты, короче, люди в своем роде необыкновенные. Не удивишь нас паранойей Гойи, одноухим Ван-Гогом, наркоманами и алкоголиками типа Рембо, Бодлера, Верлена, извращенческим эстетизмом Уайльда, Бердслея и прочей богемной нечисти.
Собственноручное письмо И.Е. Репина. Источник: auction-imperia.ru
Но вот Илью Ефимовича Репина до знакомства с упомянутой энциклопедией Шувалова я, по недоумию своему, считал относительно нормальным человеком. Кто же знал, что он «страдал эмоционально-неустойчивым расстройством личности», «импульсивным подвидом психопатии», а к концу жизни и вовсе стала наблюдаться «параноидальная симптоматика». А все потому, что художник в письмах ставил много восклицательных знаков. Хорошо еще, что не вопросительных, иначе дело окончилось бы некрофилией и тяжелой формой мазохизма.
В психи попал даже милейший Жюль Верн: во-первых, «до крайности благочестив» (вот урод!), во-вторых, «в двенадцать лет убежал из дома, но был вовремя настигнут своим отцом», кроме того, сын у писателя оказался парнишкой крайне нервозным. К тому же писал Верн «слишком много» (ну, это уже явный признак дегенерата!). И с женой у него были нелады (разве нормальный человек может ссориться с супругой?). В общем, потенциальный пациент психиатрической лечебницы. Повезло, что вовремя помер.
То, что Аркадий Гайдар из психушек не вылезал, давно не открытие. Сам себя полосовал чем ни попадя. Нет, а кто нормальный мог написать повесть «Чук и глюк»? А внук его какой нам тут дурдом устроил? Гашек, опять же, недалеко ушел. Гейне, Гете, Гофман… Ну, этими никого не удивишь, все немцы – психопаты патентованные. Впрочем, тут же и Глинка, и Гоголь, и Гончаров Иван Александрович, и Александр Грин! Для всех у автора нашлось доброе слово.
Причем для подтверждения патологических отклонений психики идет все, что под руку попадется. Вот, к примеру, Николай Степанович Гумилев «был некрасив, патологически некрасив, немного страшен своей непривлекательностью: длинные руки, дефект речи, надменный взгляд…; лицо его, как это часто бывает у безобразных людей, было без возраста». Это приведенная автором цитата из Нины Берберовой. С такой-то внешностью – отчетливый недоносок! Непонятно только, как Анна Ахматова вышла замуж за этого Цахеса, да к тому же его любви добивались десятки поклонниц.
Николай Гумилев с Анной Ахматовой и сыном. Источник: 24smi.org
Но диагноз Шувалова неумолим: «органическая патология головного мозга». Добавим сюда «вычурное влечение к опасностям» (кто же в здравом рассудке заслужит на войне два солдатских Георгия?) – и получаем образец законченного кретина. Чтобы уж совсем не осталось сомнений в диагнозе, Шувалов приводит в качестве доказательства цитату из Гумилева:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду…
Мания звездного преследования. В палату к Наполеону.
Вот почему чтение «Энциклопедии патографий» действует на меня умиротворяюще и повышает самооценку. На фоне гениальных психопатов начинаешь чувствовать себя идеальной личностью. А что? Вы почитайте о каком-нибудь академике Келдыше, Джоне Кеннеди или, не приведи господь, Альфреде де Мюссе. Так и хочется воскликнуть: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?».
Свят, свят, свят…
Да что там Пушкины-чекушкины, Гайдары-скипидары… Принципиальный психиатр не щадит куда более ответственных товарищей, занимающих самые высокие посты. Да при чем тут Путин, Трамп и Меркель? Выше берите! Отдельную разоблачительную статью Шувалов посвятил… Иисусу Христу! Ученый муж цитирует разные источники, в то числе авторов с сомнительной репутацией. Например, врача Якова Минца, который в 1927 году выпустил книжонку «Иисус Христос как тип душевнобольного» с перлами типа: «
Отец Иисуса, как и большинство жителей Назарета, сильно пил и умер очень рано. Мать вместе с другим религиозным параноиком – Иоанном Крестителем – часто посещала синагогу»; «В 12 лет Иисус в первый раз высказал бредовую идею своего божественного происхождения»; «Как у большинства психопатических лиц его типа, половое чувство и инстинкт размножения были у Иисуса атрофированы»и т. д.
В 2018 году человек с паспортом на имя Иисуса Христа хотел пройти к Путину. Источник: fishki.net
Понимая, что такие «патографические детали» «могут восприниматься верующими читателями как кощунственные», Шувалов делает замечательную «оговорку»: нет плохих и хороших болезней, нет плохих и хороших больных – они могут быть только «легкими» и «тяжелыми». То есть у автора нет сомнений, что Сын Божий являлся по определению психически больным, а остальное – несущественные детали.
Впрочем, не повезло и создателю ислама пророку Мухаммеду, который, по мнению эксперта, страдал эпилепсией, истерией в тяжелой форме, галлюцинациями и другими отклонениями психики. Не церемонится Шувалов и с Буддой, учение которого вообще было тяжким бредом. Или, согласно одной из приведенных цитат, «речь идет о тяжелом шизоиде».
Короче, как подводит итог создатель «патографической энциклопедии», «все три основателя величайших мировых религий страдали в той или иной степени психическими расстройствами».
Аминь.
Тихо помешанный Дон
С гордостью сообщаю: не обошлась энциклопедия алкоголиков, извращенцев и недоумков и без сынов славного Тихого Дона. Их, правда, совсем мало, что не может не радовать.
Правда, семейство Чеховых представлено сразу двумя экземплярами – как самим Антоном Павловичем, так и племянником его, Михаилом Александровичем. Ликуй, Таганрог! Автор «Вишневого сада» – явный «психастенический тип», меланхолик, мизантроп, раздражительный притворщик: «он не был по природе своей ни добр, ни мягок, ни щедр, ни кроток, ни даже деликатен… Он искусственно, огромным усилием своей могучей воли… делал себя тишайшим, скромнейшим, добрейшим…». Вот же сволочь, а я чуть было не поверил!
Чехов и Толстой в Гаспре. Источник: russiainphoto.ru
Кроме того, «в психастенический тип вписывается и чеховское раздражение на бесчисленных мелиховских или ялтинских гостей, его упорное нежелание участвовать в помпезно-торжественных мероприятиях, где требовалось публично произносить речи». Нет, в самом деле, это ни в какие ворота. Любой психически вменяемый человек просто спит и видит – как бы влезть на трибуну и часочка на полтора закатить торжественную речь. А этот, гляди ты, рыло воротит!
Правда, в резюмирующей части своих обличений выдающегося писателя Шувалов с некоторым разочарованием замечает: «На фоне таких писателей, как Гаршин, Гоголь, Достоевский и др. Чехов выглядит практически здоровым с психиатрической точки зрения». Но, намекает автор «энциклопедии», это лишь потому, что вышеперечисленные бумагомараки – совсем уже «крышей двинутые», о них и разговора нет. А этот, коварный, всю жизнь пытался притвориться нормальным. Но Шувалова не проведешь: в палату номер шесть – шагом марш!
Племяш чеховский, знаменитый русский актер (что само по себе уже явная печать запущенной патологии), – замечательный пример алкоголика, психопата, параноика, склонного к суициду. Дальше лучше не углубляться, чтобы окончательно не свихнуться.
Михаил Шолохов, 1968 год. Источник: magmens.com
Наконец, наш любимый и уважаемый Михаил Александрович Шолохов – великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Нобелевской премий. Видимо, поимев уважение к регалиям автора «Тихого Дона», психиатр-нарколог объявил славного вешенца всего лишь безнравственным запойным алкашом. Что на фоне остальных персоналий «энциклопедии» можно приравнять либо к третьему званию Героя Соцтруда, либо ко второй Нобелевской премии.
К моей великой радости, в бессмертном творении психиатрического писателя мне не удалось найти других моих земляков – поэта Киршона, писателей Шолохова-Синявского и Калинина, режиссера Юрия Завадского, актрису Фаину Раневскую, актера Ростислава Плятта, художников Грекова и Сарьяна…
Но верю в то, что и эти тайные эротоманы, садомазохисты, параноики и психопаты не уйдут от бдительного ока нашего замечательного исследователя. Поэтому с нетерпением буду ждать продолжения его тяжелого, но такого нужного человечеству энциклопедического труда.