08:18   24 октября
Закончилось безвластье. Отошла анархия. Канул в Лету период безмэрья в Ростове-на-Дону. Исполняющего обязанности градоначальника Алексея Логвиненко сменил законный сити-менеджер Алексей Логвиненко
политика, нахальные раскопки, история

14 000 маховых саженей: история Крымского моста от князя Глеба до Путина

Текст: Сергей Кисин Фото: dp.ru, kerchtamanbridges.fandom.com, rzd-expo.ru
11.06.2019 18:41
2.4K
История мечты о Крымском мосте начинается в 1068 году, когда князь Глеб прогулялся по тьмутараканскому льду, чтобы замерить расстояние от Тамани до Керчи. Десять веков эта мечта вела политиков, военных и мостостроителей к соединению разъединенного, обузданию течений и смертоносных штормов
Первый вариант моста через Керченский пролив был построен ударными темпами в годы Второй мировой войны и завершен за 150 дней в ноябре 1944 года. От моста не требовалось архитектурных изысков, он выполнял вполне утилитарную роль долговременного железнодорожного перехода между полуостровом и континентом с целью быстрой переброски туда техники и вооружения. Годом ранее немцы построили канатную дорогу через пролив для тех же целей. Возведение подобного сооружения в военное время в столь сжатые сроки свидетельствует о высочайшем уровне подготовки тогдашних мостостроителей, решивших задачу, которая была не под силу многим поколениям и которая стала реальностью только в текущем году. 

Справка

В мае 2018 года, на полгода раньше первоначально намеченного срока, было открыто движение на автомобильной части Крымского моста общей протяженностью 19 км. Его пропускная способность – 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки. Мост проходит эстакадой с пролетами от 55 до 63 м. Керчь-Еникальский канал перекрыт арками длиной 227 м и высотой 45 м с подмостовым судоходным габаритом высотой 35 м и шириной 185 м. Заказчиком работ выступило ФКУ Упрдор «Тамань». 

Источник: dp.ru


В январе 2015 года исполнителем работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив было назначено ООО «Стройгазмонтаж». Утверждена смета в 227,92 млрд рублей. Строили мост 2,2 тысячи рабочих и боле 200 единиц техники. 

Пешком через пролив 

Геологические и гидрографические условия Керченского пролива настолько сложны, что даже в XXI веке серьезные ученые высказывали сомнения в реальной возможности строительства моста. В первую очередь потому, что по проливу четко проходят два глубинных геологических разлома: субширотный Парпачско-Таманский и субмеридиальный Керченско-Ждановский. От них отходят антиклинальные складки горных пород, образующие причудливые арочные формы в прибрежных рифовых массивах. Они и провоцируют выход грязевых вулканов, опоясывающих весь Таманский полуостров.

Источник: xcourse.me

Все это позиционирует регион как территорию с высокой сейсмической активностью, неотектоническими высокоамплитудными движениями, мощными толщами сильносжимаемых малопрочных грунтов, погребенными оползнями. Плюс непредсказуемые и часто меняющие направления из-за вулканической активности течения и сильнейшие ветра. К тому же время от времени в районе полуострова температура падает настолько низко, что замерзает сам пролив. 
Греческий историк Страбон писал: «Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера, что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял». 

В 1792 году командующий Черноморским гребным флотом контр-адмирал Павел Пустошкин, исследуя район отбитых у турок крепостей Керчь и Ени-Кале, обнаружил мраморный камень, на котором сохранилась надпись: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен» (подлинность подтверждена, ныне хранится в Государственном Эрмитаже). Иными словами, Тмутараканский князь Глеб Святославович в 1068 году лично прошелся по замерзшему проливу, промерил его и установил, что его ширина составляет 14 тысяч маховых сажень (24 км) от церкви Богородицы в Тмутаракани до церкви Иоанна Предтечи в Керчи-Корчеве. 

Керченский камень. Мрамор, резьба, полировка. 111 х 45 х 24 см Вес - 856 кг. Фото: ГЭ. Инв. N ЭРА-47/1. Хранится в Керченском музее древностей. Источник: rg.ru 

При вскрытии же льда вся масса торосов из расположенного выше Азовского моря несется в более низкое Черное море.  

Полный набор удовольствий для желающих затеять масштабное строительство на зыбких сейсмических грунтах с непредсказуемой погодой. 

Планы партии – планы народа

В современных исследованиях часто приходится сталкиваться с информацией о якобы существовавшем намерении Николая II построить мост через Керченский пролив еще в начале ХХ века, чему сначала помешала русско-японская, а затем Первая мировая войны.

То же говорят и о планах правительства Великобритании по строительству железнодорожной магистрали Лондон-Дели с возведением двух супермостов – через Ла-манш и через Керченский пролив – в 1901 году. 

Керченский пролив на карте 1692 года. Источник: kerchtamanbridges.fandom.com

Вряд ли можно серьезно к этому относиться, ибо в 1903 году у Российской Империи не было ни тяжелой техники, ни необходимых плавучих кранов, ни опыта возведения «морских» мостов в столь сложных геологических условиях. Более того, в нем просто не было необходимости при наличии сухопутного шоссе и железной дороги на полуостров. А от авантюрной идеи моста через канал отказались еще в конце века в пользу железнодорожного тоннеля под ним.

Еще один план приписывают уже «отцу народов», который в 30-х годах якобы рассматривал вариант строительства железнодорожной магистрали из Южной Украины через Крым на Кавказ до Поти. Если подобное прожектерство действительно существовало (показывают даже якобы имевшиеся чертежи планируемого моста, который почему-то сильно смахивает на нынешний), то его авторы столкнулись с небольшой проблемой: в СССР не производили подобные крупнотоннажные мостовые конструкции, их полностью пришлось бы импортировать из Германии. К тому же в стране только началась индустриализация, на которую уходили все средства госбюджета, поэтому уводить деньги на не особо важный объект, находящийся внутри страны, далеко от предполагаемых театров будущих военных действий, было бессмысленным.

Да и «морские» мосты подобной длины (порядка 19 км) начали строить в мире гораздо позже. Так что опыта изысканий, проектировки и тем более строительства таких сооружений еще не существовало. 

Военный фуникулер

Реальные работы по возведению надежной переправы через пролив начались вермахтом сразу после взятия Севастополя и установления контроля над Крымом в 1942 году. Для наступающей на Кавказ и далее на Средний Восток группы армий «Юг» требовалась надежная нить коммуникаций. Особое место в ней занимала возможность оперативно доставлять в Рейх нефть с нефтепромыслов Грозного и Баку: летом 1942 года в скором захвате этих городов в Ставке Гитлера не сомневались. Рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер утверждал, что если не удастся захватить нефтепромыслы, войну необходимо заканчивать. Именно ему Гитлер и поручил строить железнодорожный и автомобильный мосты через пролив. В отличие от СССР 30-х годов, для Германии конца 1942 года, когда армия увязла в Сталинграде и застопорилась под Воронежем, мост был стратегическим, позволявшим значительно сократить путь, минуя Азовское море и разбомбленный железнодорожный узел Ростова и Батайска.  

Источник: kerchtamanbridges.fandom.com

По распоряжению Шпеера первоначально через пролив в самом узком его месте между Керчью и косой Чушка должны были перебросить канатную дорогу – своеобразный технологический фуникулер, чтобы легче было доставлять военные и строительные грузы. Строить должны были многочисленные советские военнопленные, не успевшие покинуть Крым. 

Параллельно начали завозить в Керчь в среднем по 500-800 тонн строительных грузов ежесуточно – шпалы, рельсы, цемент и пр. – уже для возведения долговременного моста.

Впрочем, представляется сомнительным, чтобы к середине 1943 года в Ставке Гитлера серьезно могла идти речь о возведении моста. К этому времени самая боеспособная часть вермахта, Сталинградская группировка, была ликвидирована, советские войска отбросили шедшую ей на выручку группу армий «Дон» за Миус, едва не захлопнув в мышеловку между Азовским и Каспийским морями всю ушедшую на Кавказ группу армий «Юг» (к этому времени она называлась группой «А»). Скорее всего, строительные грузы предназначались уже для возведения укреплений на «Голубой линии» Таманского полуострова, чтобы удержать щель для отвода кавказской группировки на Запад. 

Мостовой переход через Керченский пролив, 1944 год. Источник: wikipedia.org

Тем не менее строительные грузы были сосредоточены на крымском берегу, а советское командование не стало их бомбить – считается, по личному указанию Сталина, который решил использовать их уже для «своего» моста. 

14 июня 1943 года канатная дорога через пролив протяженностью около пяти километров немцами была запущена, но к этому времени «Голубую линию» уже вовсю штурмовали войска Северо-Кавказского фронта генерала армии Ивана Петрова. На кадрах трофейной немецкой кинохроники видны огромные деревянные опоры, по которым в больших железных ковшах-вагонетках на роликовой подвеске переваливаются грузы на другой берег. 

Во многом именно в них были эвакуированы в Крым отступающие немцы. Чтобы угодить в другую мышеловку, в которую превратился весь полуостров.

Облегченный мост 

Отступая, немцы не успели полностью ликвидировать свои мостостроительные начинания. Поврежденной оказалась только часть опор. Их быстро восстановили советские саперы, и уже в феврале 1944 года подвесная дорога заработала вновь. Оборудование для канатной дороги перевезли с грузинской горной канатки. 

Суточная производительность дороги при 150 вагонетках составляла 300 тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия для бойцов 56-й армии.

Вот тут и сказалась дальновидность советского командования, не ставшего в щепки разносить немецкие склады в Крыму, – целехонькими остались тонны металлических конструкций, мощные грузовики, бульдозеры, дизельные копры для забивания свай, сварочные аппараты и др. 

Судя по всему, в руки РККА попала также строительная документация немцев, так как железнодорожный мост через пролив в точности повторял планируемый инженерами Шпеера (от косы Чушка к поселку Опасная, севернее Керчи).Уж слишком быстро был утвержден проект, хотя и с явным его «облегчением». Предполагалось, что для срочности мост можно возвести из легких материалов, чтобы перебросить в Крым военную технику, а уже потом заменить их надежными конструкциями.

Источник: rzd-expo.ru

Поскольку мост начали возводить весной (первая свая забита 24 апреля 1944 года), то совершенно не задумались о ледорезах у опор, которые могли бы предохранять мост от напора ледяных торосов из Азовского моря. Лишь бы успеть добить вермахт в Крыму до холодов, что и получилось в итоге.

Проект предусматривал строительство моста, состоявшего из 115 пролетов длиной 27 метров каждый с двухпролетным 110-метровым поворотным на 90 градусов устройством над фарватером для пропуска судов любой грузоподъемности одновременно в обоих направлениях. Длина моста составила 4,5 километра при ширине 22 метра. Для ускорения открытия движения поездов по переходу основные работы разделили на две очереди. Первая очередь подразумевала как можно скорейший пуск моста, вторая – укрепление построенного, в том числе, сооружение более сотни ледорезов, чтобы мост мог выдержать экстремальные зимние условия. Но потом стало не до них. 

Над масштабным строительством трудились одновременно до 10 тысяч рабочих, включая немецких военнопленных. За время строительства было забито 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовлено и смонтировано около 15 тысяч тонн металлических конструкций пролетных строений и опор, уложено более 5 тысяч кубометров бетона, отсыпано 35 тысяч кубометров каменных дамб. Для работы над предмостными сооружениями от станции Сенная до Керчи отсыпали 400 тысяч кубометров земляного полотна, построили 21 малое искусственное сооружение, уложили 69 км главных и станционных путей, заготовили и уложили в путь более 40 тысяч кубометров балласта, построили линию связи с суммарной протяженностью проводов 438 км. Заметим, большая часть работ была проделана вручную, техники просто не хватало.

Источник: ok-crimea.ru

Движение по «легкому» мосту открылось традиционно к празднику – к 3 ноября 1944 года. В условиях войны за 150 суток реализовать уникальный проект, аналогов которому к тому времени в мире еще не было, при темпе работ 30 метров моста в сутки – это реальный подвиг. 

Кроме всего прочего, железнодорожный мост в Крым был важен еще по одной причине. Иосиф Сталин терпеть не мог летать на самолетах, предпочитал только поезда. Даже на Тегеранскую конференцию от добирался по железным дорогам. Поэтому для намеченной на начало февраля 1945 года Ялтинской конференции также необходимо было подвести железную дорогу, чтобы верховный главнокомандующий мог туда добраться поездом. 

Фронт ушел на Запад, конференция в Ялте прошла, а «легкий» мост так и остался в глубоком тылу, где уже восстановили железную дорогу через перешеек. Мост вновь оказался не особенно актуальным, поэтому и внимание к нему ослабло, ресурсы на поддержание его работоспособности уже не выделялись. Строители успели сделать только 5 ледорезов на 115 опор. 

Один из послевоенных проектов украшения моста памятником И. Сталину. Источник: ok-crimea.ru

18-20 февраля 1945 года после мощных штормов с ветром в 7-10 баллов начался ледоход в самой узкой части пролива. Попытки призвать на помощь армейскую авиацию и бомбить заторы в районе моста ни к чему не привели. В первый день шторма оказались повреждены 32 опоры, через день специальная комиссия таковыми признала уже 42, то есть треть от всех конструкций. 

В период, когда вся страна лежала в руинах и людям негде было жить, отыскивать средства для почти полной реконструкции дорогостоящего моста правительство не стало.  

Нынешний мост с самой современной тяжелой строительной техникой возводили почти три года. Общей длиной в 19 км (вариант мостового перехода перенесен на иное место с учетом рельефа и прокладки через остров Тузлу и одноименную косу), он стал самым длинным в России и одним из самых протяженных в Европе.

Источник: obzor.lt

Специалисты-мостостроители утверждают, что подобных проектов с данными геолого-географическими условиями в мире еще не было. Именно после его запуска встал вопрос о перспективе возведения подобных переходов с материка на остров Сахалин и далее на японский Хоккайдо. Опыт, полученный в Керченском проливе, свидетельствует о пока еще до конца не  потенциале отечественных инженеров и техников. 
Комментарии (0)
- Пока еще никто не прокомментировал.
23.10.2019 01:59

Мужская косметика завоевывает новых поклонников не только среди московских метросексуалов. Ростовские визажисты отмечают тенденцию: красятся даже те, от кого такого и не ждешь. Подруга, проверь, чем красится твой парень. Не твоей ли тоналкой?

22.10.2019 00:36

В столице задержано почти все руководство райотдела полиции «Дорогомилово». Следствие вменяет офицерам МВД получение взятки и покушение на мошенничество. Двое из них уже арестованы

20.10.2019 12:03

Американский предприниматель и энтузиаст колонизации Марса Илон Маск таки обратил внимание на усилия организаторов кубанского форума «Дело за малым», увенчавшиеся знаменитой песенкой про него же

19.10.2019 00:26

Гуковский машиностроительный завод «Титан», принадлежащий семье депутата Госдумы Максима Щаблыкина, фактически остановил работу. Судебные приставы наложили арест на часть оборудования, подсобные рабочие не выходят на трудовые места несколько недель, а остальной персонал пытается добиться выплаты задолженностей по заработной плате

18.10.2019 02:21

Классика ценится всегда. Все больше фильмов и сериалов снимается по книгам авторов, которые известны всему миру: Гоголь, Толстой, Булгаков, Пушкин и многие другие. Но одно дело снять кино на основе литературного произведения, совершенно другое — написать к нему сценарий. Казалось бы!

17.10.2019 00:50

В Новочеркасске арестовали городского главу Игоря Зюзина. Его подозревают в вымогательстве крупной взятки на посту мэра Зверево несколько лет назад. Следователи считают, что посредником выступала тогдашняя заместитель мэра. Это первый случай уголовного преследования невыборного сити-менеджера, одобренного губернатором

Тёрочки
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Товар успешно добавлен в корзину