06:00   19 сентября
В «Ростове» намекнули на реальные причины конфликта между футбольным клубом и государственной компанией «Спорт инжиниринг», пока что владеющей стадионом «Ростов Арена». Во время ЧМ 2018 губернатор Ростовской области двумя руками голосовал за передачу арены клубу. Однако за несколько месяцев концепция, похоже, поменялась
искусство, культура

Парад уродов-2: Поцелуй меня в перстень…

Текст: Фима Жиганец Фото: RB7.ru
27.03.2019 00:34
1.7K
Продолжим животрепещущую тему изображения «плохих русских парней» из криминального мира, поднятую в статье «Парад уродов»    
В ряду нелепых образчиков жанра хотелось бы назвать известный боевик «Солт» (2010) Филлипа Нойса с Анджелиной Джоли в главной роли. Сюжет строится на том, что русские секретные службы отбирают детей из специнтернатов и натаскивают их, превращая ребятишек в убийц, чтобы затем использовать в своих грязных целях.



Эту нелепую клоунаду можно было бы отнести к шпионским фильмам, но уж больно все переплетено с уголовщиной – с русской мафией в представлении забугорного зрителя. Детей похищают из специнтернатов (в этих заведениях содержатся ребятишки с криминальными склонностями). Подростки проходят обряд «инициализации», вступления в тайный клан, и целуют перстень «шефа» с изображением ордена Отечественной войны. Прямо «Крестный отец»!

Орден Великой Отечественной – прямой отсыл к российскому фильму «Сволочи» (2006), сюжетная линия которого в «Солте» почти буквально скопирована.

Бывший спортсмен-альпинист подполковник Вишневецкий освобожден из мест заключения, для того чтобы в условиях строгой секретности подготовить группу диверсантов, куда входят 14-15-летние подростки, приговоренные к смертной казни за совершенные преступления.

Подготовку диверсантов вели в горах Казахстана не только Вишневецкий, но и его друзья-тренеры, освобожденные для этого из лагерей. Затем пацанов десантировали в Карпаты, где они должны были уничтожить немецкий склад топлива.

«Закопать!». Эпизод из фильма «Сволочи»
 
Ситуация совершенно нелепа. Да, подростки во время войны порою становились разведчиками, но действовали обычно в городах, деревнях, на узловых станциях – там, где враг не обращал особого внимания на малолетних мальчишек и девчонок. А задания, связанные с физической спецподготовкой, наличием профессиональных навыков, выполняли опытные диверсанты. Посылать мальчуганов на смерть было бы глупо и бессмысленно.

Так вот, в фильме «Солт» мы встречаем буквальное цитирование «Сволочей» с издевательским приветом в виде перстня с военным орденом. Чего же после этого плеваться и махать руками на американцев? Напомню, что на церемонии вручения премии MTV Russia Movie Awards (2007) Владимир Меньшов отказался вручать «Сволочам» приз за лучший фильм года: «Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду». Режиссер бросил конверт и вышел из зала.



Впрочем, в фильме «Сволочи» образы подростков-уголовников хотя бы выписаны талантливо. Но есть множество примеров диких ляпов даже в фильмах культовых, любимых до безумия нашими зрителями. Взять хотя бы замечательную кинокомедию Александра Серого «Джентльмены удачи»(1971).

Евгений Леонов блистательно сыграл в ней роли авторитетного уголовника Доцента и заведующего детским садом Трошкина, выдающего себя за «блатного». Но вспомним сцену в камере, когда арестанты возвращаются с работы. Сразу возникает вопрос: а почему на зоне осужденные живут… в камерах? Камерная система существует только в следственных изоляторах и тюрьмах. В колониях осужденные живут в общежитиях, которые на жаргоне именуются «бараками» еще со времен ГУЛАГа, – помещениях по типу армейских казарм. Камеры на зоне предусмотрены лишь в штрафных изоляторах (ШИЗО), куда «сидельцев» водворяют в качестве наказания на срок до 15 суток. Также в колониях существуют помещения камерного типа (ПКТ), где наказанные зэки могут находиться до полугода (в «единых» ПКТ – и дольше). Следовательно, возвращаться с работы на промзоне в тюремную камеру осужденные не могут. Ошибка явная. Но простим режиссеру (кстати, бывшему зэку) такую вольность. 



Важнее другое: арестанты, войдя в «хату», видят мнимого Доцента сидящим на столе. В ходе перепалки он поднимается и вальяжно идет по столу. Если бы подобное случилось в действительности, наглеца мгновенно порвали бы на тряпки – неважно, «шестерка» он или вор, потому что сидеть на общем столе недопустимо ни при каких обстоятельствах. «Общак» («дубок», «крокодил») – место святое. Если ты взобрался на него, ты его «офоршмачил», испоганил. Ведь народ здесь ест, а ты сидел на столешнице задницей, а потом и ногами прошелся.

Далее. Трошкин, пытаясь сойти за «отмороженного» Доцента, кричит в лицо Василию Алибабаевичу: «Петух гамбургский!». Ну, тут и объяснять ничего не надо. За подобный фортель можно ответить головой. Такое страшное оскорбление надо «обосновать», тут не проканают никакие «скольких я зарезал, скольких перерезал».



Понимаю, это комедия, в ней все условно. Но я ведь не придираюсь к «редиске» или нелепому «хороший человек – фрей-фея». Просто объясните, чего же вы наезжаете на Голливуд с его «рашен мафиози»? Вас плющит от сцен, когда русские уркаганы распивают во славу родины водку из стаканов на Манхэттенском причале? Так это куда безобиднее, чем пляски на столе. 

Или, к примеру, сцена из сериала «Бандитский Петербург»(2000), где робкий вор в законе (в исполнении Кирилла Лаврова), войдя в камеру, с жалким видом выслушивает оскорбления мелких сявок, а когда за него заступается старый сиделец, говорит ему «спасибо». Сейчас арестантский мир уже более терпим к слову «спасибо», хотя «авторитетные» уголовники, а тем более воры, до сих пор его чураются, говорят «благодарствую», «душевно», «в душу». А уж на момент выхода сериала услышать «спасибо» от вора было делом совсем невозможным. В уголовно-арестантском мире существует ряд ходовых ответов на подобную вежливость, часть которых я просто не решаюсь воспроизвести. 



Что касается оскорбления вора, это вообще ни в какие ворота. О приходе на «крытую» авторитетного вора все «хаты» знают заранее: работает «арестантская почта». Да любого новичка никто не смеет встречать оскорблениями. Смотрящий «хаты» за это головой отвечает. Конечно, порою случается всякое, но только не с вором.

Но это все еще цветочки. Чем дальше, тем отвязнее становятся наши отечественные сценаристы и режиссеры, нагромождая чудовищную ахинею в своих «кинушках про блатнушку». Нет смысла перечислять все косяки, отметим лишь один из ярких примеров кинематографических ляпов – фильм «Реальный папа» (2008) режиссера Сергея Боброва по сценарию Олега Маловичко. Я имею в виду сцену, где авторитетный вор Сафрон в исполнении Алексея Горбунова разговаривает с одним из персонажей на якобы «блатной фене»: 

«Залепуха… Гунявый базар на кругаля зафантырил. В мураза хлызить светанул». 

Тут же «камерный толмач», слегка задумавшись, переводит эту галиматью на доступный русский:

«Ага-га-га-га… Надо было меньше болтать, а проблему решать сразу. Ну, что-то вроде того». 

Дальше беседа продолжается в том же духе – Сафрон несет бредятину, а «переводчик» добросовестно перекладывает ее на вменяемый русский язык. 



Правда, сценарист прозрачно намекает, что к реальному жаргону уголовников сафроновские «погонения» отношения не имеют. Так, по ходу разговора «переводчик» растерянно признается, говоря о Сафроне: «Чем дальше, тем больше его не понимаю». 

Но дело-то в том, что многие зрители воспринимают жаргон киношного вора вполне серьезно! Это можно заключить из комментариев под роликамим из фильма, выложенными на ютубе.



Конечно, далеко не все оказались столь простодушными и доверчивыми вахлачками. Многих подобный примитивный прием покоробил:

александр дюма
полный бред, а не феня.

Денис Кращенко
Всем «Знатокам». Это комэдия. Никакой связи между набором слов этого «чумазого» и «переводчика», а тем паче с реальной «блатной музыкой2 нету.

durduram
Х…ня все это! Настоящие Бродяги никогда так не говорят! Поверьте, в зонах встречался с Прошляками 50-х годов, нынешним депутатам нужно у них поучиться правильному русскому языку!!

MØLØŢ
Настоящие воры НИКОГДА так не разговаривают, а если вот так вот кто-то начнет из воров… его свои же завалят... «по фене» «лупики вытаращил» мы в детском садике так разговаривали, а они типо воров в законе играют…


Разумеется, мне могут возразить: это же комедия, понимать надо шутки юмора. Да в том-то и дело, что это не смешно. Я бы сказал, это примитивно и тупо. Да простят авторы картины мое сугубо личное впечатление, сцена выглядит попросту нелепо. В «Джентльменах удачи» условность легко считывалась. И жаргон в фильме Леонида Гайдая присутствовал в гомеопатических дозах – в меру, и там, где надо. Потому и создавался комический эффект. А нынче киношники, видимо, напрочь потеряли чувство художественного вкуса, уместности и соразмерности.



Та степень условности, которая встречается в «Реальном папе», органично и естественно смотрелась бы в каком-нибудь фантастическом произведении. Ну, для примера вспомним хотя бы «Трудно быть богом» братьев Стругацких, где министр дон Рэба беседует с разбойником Вагой на тайном «разбойничьем» языке:

«Почтенный Вага сидел на софе спиной к Румате.

– Выстребаны обстряхнутся,– говорил он,– и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было бы тукнуть по пестрякам. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим сростень. Это наш примар…

Дон Рэба пощупал бритый подбородок.

– Студно туково,– задумчиво сказал он.

Вага пожал плечами.

– Таков наш примар. С нами габузиться для вашего оглода не сростно. По габарям?

– По габарям,– решительно сказал министр охраны короны.

– И пей круг,– произнес Вага, поднимаясь».


Инопланетная «феня» не вызывает отторжения. А нарочитые обезьяньи кривляния – вызывают. 

Если слегка покаламбурить, можно сказать: условность – понятие условное. Не стоит пытаться скрыть свое невежество клоунадой. А вот когда человек знает предмет, находится «в теме», он способен самую нелепую ситуацию представить как правдоподобную и уморательную. 

В пример могу привести повесть «Зона» Сергея Довлатова. Довлатов, служивший конвойником на зоне, писал: «Мир, в который я попал, был ужасен. И все-таки улыбался я не реже, чем сейчас». Сергей Донатович понимал, что в уголовном арго важны не мудреные словечки сами по себе, а умение вовремя их ввернуть в сочную и образную речь. 



Один из самых известных отрывков «Зоны» – постановка «революционного спектакля» силами зэков. Конвойник спрашивает уголовника Гурова:

«— Что же вы будете делать? Там же надо самого Ленина играть…

— По бумажке-то? Запросто… Ваксой плешь отполирую, и хорош!.. Помню, жиганули мы сберкассу в Киеве. Так я ментом переоделся — свои не узнали… Ленина так Ленина… День кантовки — месяц жизни». 

Или другой отрывок:

«— Вы что-нибудь слышали о перевоплощении? — допытывался Хуриев.

— Слышал, — неуверенно отвечал зек.

— Что же вы слышали? Ну просто интересно, что?

— Перевоплощение, — объяснял за Дзержинского Гурин, — это когда ссученные воры идут на кумовьев работать. Или, допустим, заигранный фрайер, а гоношится как урка».


Но мы отвлеклись, перескочив с кино на прозу. Пора уже, как в баснях дедушки Крылова, переходить к морали. А мораль простая. Не надо возмущенно трясти кулаками, обвиняя «клятый Голливуд» и прочих западных мастеров кинохалтуры в незнании или намеренном искажении нашей российской действительности – как в законопослушном, так и в криминальном варианте. Я мог бы перечислять десятки отечественных фильмов и сериалов, которые оставляют далеко позади по тупости и невежеству любой импортный боевик о «плохих русских бандитах». 

Если мы не научимся сами себя уважать, если будем снимать кино, уровень которого опускается ниже уровня городской канализации, не стоит требовать уважения от других ни к нам, ни к нашей жизни, ни к нашей истории. Это касается экранизаций как «Войны и мира», так и криминальных боевиков.
Комментарии (0)
- Пока еще никто не прокомментировал.
17.09.2019 00:36

Оперативники ФСБ задержали несколько участников Союза всемирного освободительного движения «Народное братство» «АллатРа». В ФСБ считают, что они намеревались выполнять силовые акции против хасидов и евреев. Это очередной случай, когда оккультное движение с украинскими корнями «АллатРа» дает о себе знать в Таганроге

16.09.2019 20:15

Из дворца Бленхейм в английском графстве Оксфордшир (имение герцогов Мальборо) похищен золотой унитаз «Америка» работы известного художника-концептуалиста Маурицио Каттелана, арендованный у Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке

13.09.2019 00:09

Со вчерашнего дня в социальных сетях начала распространяться информация об участившихся случаях пропажи людей в Аксайском районе. Авторы сообщения даже указали фамилии и даты рождения пропавших. «Нахаловка» провела расследование и считает себя вправе называть инициаторов информационной волны моральными изгоями

11.09.2019 23:55

На выборы депутатов городских парламентов пришли меньше четверти зарегистрированных в Ростовской области избирателей. Это в три раза меньше, чем в соседнем Краснодарском крае. «Нахаловка» настоятельно рекомендует организаторам выборов на юге в дальнейшем ставить избирательные урны на полянах, оборудованных мангалами

10.09.2019 14:30

Около 150 рабочих гуковского машиностроительного предприятия «Титан» готовы объявить забастовку из-за невыплаты зарплаты, некоторые уже подали заявление о вынужденном простое. «Титан» сейчас чуть ли не единственный работающий в шахтерском городе завод, и его остановка станет для областных властей настоящим фиаско

06.09.2019 22:36

За несколько дней до выборов в городскую думу Азова неизвестным ловкачам удалось устроить шумиху вокруг пока действующего городского главы Владимира Ращупкина. Азовчанам стали приходить сообщения о его отставке и визите к руководителю ЦИК Элле Памфиловой с чемоданом разоблачительных бумаг

Тёрочки
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Товар успешно добавлен в корзину