20:16   01 июня
Пока федеральный центр не хочет ничего решать и занят парадом, два федеральных агентства заявили, что не им определять, где, когда и что заработает летом. На Кубани в ответ открыли только некоторые санатории и закрыли пляжи и парки. Однако, по наблюдениям «Нахаловки», морской трафик на трассе М-4 «Дон» уже в наличии
стрелка, Ростов-папа, чужие деньги, кобыле легче

Романтики с большой дороги. Кто такие «свистки»  и есть ли от них спасение

Текст: Алексей Романенко Фото: nahalovka.ru
30.10.2019 10:37
5K
Ростовские сайты как о настоящем биче города пишут о «свистках» — дорожных вышибалах и рэкетирах. Что значит «Красный Шамиль — две с половиной. Наш Шамиль — пять с копейками»? На Нахаловке решили прояснить ситуацию вокруг этих ребят

Говорят, «не свисти — денег не будет», а в Ростове-папе в лихие девяностые кто-то решил испытать эту народную мудрость и остался в хорошем выигрыше. Дело в том, что во все времена неиссякаемым, а главное неконтролируемым источником наличных денег остается общественный транспорт. Это такой поток кэша, из которого можно пить практически любыми глотками, лишь бы не поперхнуться, и никто не заметит. 

И вот после развала Союза смелые предприимчивые ребята, не обремененные солидарностью к водителям маршруток и автобусов, обложили последних данью. Поначалу они едва ли сталкивались с пониманием такого «налогообложения», но «профессия» быстро укоренилась: заслышав свист, уже ни один водила не пытался бежать и молча готовил процент от выручки.

Наши дни. Ростов-на-Дону. Пересечение Красноармейская-Ворошиловский. Маршрутка жмется к обочине. К водителю подходит человек в капюшоне и темных очках с пугающим устройством в руках, говорит что-то вроде: «Твой опаздывает на две, Вася-хохол через полторы». Водитель обменивается с неизвестным серьезными взглядами и трогается в путь. «Свистки», — хмыкают пассажиры.



Поисковый запрос — «свистки Ростов». Ответ интернет-ресурсов: 

«Свистки» на остановках. Кто избавит Ростов от дорожных вышибал? — Аргументы и факты;

В Ростове «свистки» обложили данью водителей общественного транспорта —Комсомольская правда;

В Ростове «свистки» опять тормозят работу маршруток — Привет Ростов;

Городские власти пообещали избавить Ростов от «свистков» — ДонНьюз;

Власти Ростова сообщили о победе над «свистками» —161.ру.

Некрасиво поступаете, коллеги. Журналистам как полагается? Давать высказаться обеим сторонам любого конфликта. Исправим оплошность.

Человек стоит у обочины в месте, где нет перехода и остановки. Вид соответствующий — очки, кепка, что-то в руках. Осечка: он просто встречал дочь. Первоклашка в блузе и белых бантах, с рюкзаком на плечах прыгает ему в объятья из открытой двери Нефаза. Но, поставив ее на землю, он обходит набитую маршрутку и произносит в водительское окно заветный шифр: «Дед — минута. Скоро упрешься. Восемьдесят пятый — хорошо, три».



Доверительного диалога ожидать было бы странно, но хотя бы не прогнал. 

— А вы правда хотите про моего папу написать? – интересуется дочь несговорчивого героя.

— Конечно. Он же у тебя супергерой. Целый день на посту, и никто о нем не знает.

—На диктофон будешь писать? – спросил он, вернувшись от очередной маршрутки.

— Если можно.

— Нельзя. Все, что могу сказать, — работаем, отправляем маршрутки вовремя.

— А что означают эти ваши шифры? К примеру «Коля Кальмар — полторы. Тягомота на красном обгоняй» или «Девятый пазик и семь Кощей».

— По Красноармейской ходят машины Хендай и ПАЗ, в этом случае тот, что под номером девять, шел прямо перед нашим водителем. Кощей — погоняло другого водителя. У нас же как: куда ни ткни — одни Сережи. Попробуй быстро объясни, который. А так дали кличку, и все определяют, кто и даже как водит. Вся структура работы строится на понимании, кого обогнать, за кем держаться, от кого отстать. Знать, кто едет спереди, а кто сзади ,— главное для водителя в условиях конкуренции, и мы им в этом помогаем. 

Больше двух минут — это уже отличный интервал, можно ехать, не прохлаждать пассажиров на остановках. Водители приезжают на заработки, и все должны зарабатывать поровну. Бывает, один лбом упрется: «Не поеду дальше, пока полная не наберется» и сбивает интервал; мы здесь на подобные случаи и нужны. Интервал сдают те, кто стоит на конечных, а мы здесь его соблюдать стараемся.



— Интервал важен внутри маршрута или с конкурентами тоже?

— Мы одним секундомером замеряем своих, другим - конкурентов. О своих докладываем обязательно, о конкурентах — по необходимости. Работаем каждый не на отдельный маршрут, а на свой гараж. 

— В народе вас именуют «свистки», как правильно называется ваша профессия?

— Линейные диспетчера. Это официальная работа. Одни сидят на АТП, другие здесь стоят. В компании могут все документы показать.

— И каков ваш рабочий день?

— По четыре часа обычно стоим, потом меняемся.

— Вы не боитесь, что вас заменит автоматическая система?

— Незаменимых людей нет в принципе. Можем мы – отлично. Заменят – будет великолепно. Сколько еще лет профессия проживет, даже гадать не стоит.

— Что у вас в руках?

— Обычный секундомер. Только что панелей несколько, уровней. 


От фотографии собеседник отказался, даже секундомеру появляться на виду у камеры запретил. 

— До тебя разные приходили, что-то делали, спрашивали, фотографировали. И всегда «свистки» выходили не в лучшем свете. То коррупцией занимаемся, то вымогательством, то еще чем-то. И всегда это для нас оборачивается побочными последствиями.

Девяностые ушли не так далеко, и некоторые люди, не имеющие отношения к транспортным компаниям, продолжают заниматься рэкетом на дорогах, получая с этого неплохие деньги. В их адрес регулярно поступают обвинения в вымогательстве и угрозах насилием. Но поймать этих лиц подозрительной наружности довольно сложно, а потому упомянутые грехи народная молва возлагает на плечи «свистков» трудоустроенных, а средства массовой информации этому только способствуют.

Запомни, нахал, и расскажи браткам: трушный линейный диспетчер имеет должностную инструкцию, договор с предприятием и бейдж, на котором написано, к какому предприятию он относится. Зарплату он получает белую, а если берет с водителей наличку, то поступает некрасиво, но это уже их с водилой личное дело: дань традиции или благотворительность.

Мы не проецируем ненависть на всех врачей, если нас однажды обчистил человек в медицинском халате, и мы не станем называть преступниками всех сантехников, если, переодевшись в одного из них, в наш дом проникнет грабитель. 

Очень бы не хотелось, чтобы милую любопытную первоклассницу, с которой я познакомился, когда-нибудь стали обижать в школе из-за того, что ее папа — рэкетир и вышибала.

Так что, выходит нормальные ребята — «свистки» эти? Не нужно нам от них никакого спасения? А вот и нужно! И не потому, что частники теряют по сто рублей с маршрута, — ерунда. А потому, что это прошлый век.



Забавные мы люди, южане. Это ж надо догадаться — нанять человека, чтобы он официально занимался практически тем же, чем двадцать лет назад промышляли откровенные бандосы. Если компании продолжают это делать, значит линейные диспетчера свою работу выполняют, и как технология «свисток» работает, но насколько эффективно?

В то время как любой пассажир может отследить необходимую ему колесницу через "Яндекс.Транспорт", сами водители не имеют адекватной системы отслеживания и контроля конкурентов и вынуждены прибегать к услугам мужиков в капюшонах. А все потому, что маршрутки, и не только в Ростове-на-Дону, принадлежат частникам, ведущим себя по-разному в условиях конкуренции.

Единственный в России город, где провели реформу и пустили на рынок только тех перевозчиков, кто получил государственный контракт, — это Москва.

И хотя профсоюзы жалуются, что таким образом столичная мэрия подчиняет себе транспортные потоки, а сами перевозчики сетуют, что у них «отжали» бизнес, преимущества реформы очевидны.

Все маршрутки и автобусы, как электрички: приходят на остановки чуть ли не секунда в секунду по расписанию, которое можно увидеть на электронном табло. Машины с малейшими неисправностями тут же снимают с маршрута. За баранкой больше не встретить ни пьяного, ни нарушителя, ни грубияна — идет отсев кадров. И везде без исключения оплата производится транспортной картой.

На очереди Санкт-Петербург, где со следующего года 300 коммерческих маршрутов отменят. А им на замену выйдут перевозчики, которые готовы работать по строгим правилам.

Может, и в Ростове когда-нибудь пройдет эффективная транспортная реформа. Когда рак на горе свистнет.

 
Комментарии (0)
- Пока еще никто не прокомментировал.
29.05.2020 22:49

В перечень отраслей, экономически травмированных ограничительными мерами, добавились информагенства, ТВ, радио и печатные СМИ. Об этом 29 мая заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Журналистам обещают помочь с кредитами и оформить льготы

27.05.2020 16:01

Генпрокуратура выдвинула обвинения в отношении Сергея Бурлака. По версии следствия, халатность чиновника привела к установке некачественных водонапорных башен и пробоине в областном бюджете размером в 3,5 млн рублей. Глава вину признал

27.05.2020 00:11

Обеспокоенные ростовские журналисты опубликовали документы, предположительно полученные из регионального Росфинмониторинга. Бумаги свидетельствуют о существенном завышении цены на покупку медицинского оборудования фирмой, косвенно связанной с донским министром по противодействию коррупции Олегом Жеухиным

26.05.2020 16:59

На выходных в психоневрологическом интернате Сальска (СПНИ) произошла масштабная вспышка коронавирусной инфекции по итальянскому сценарию. Здесь под наблюдением находится более 400 стариков и психически больных граждан. Сейчас учреждение закрыли на карантин, а его сайт взломан

21.05.2020 22:03

Теперь сдавать главнейший экзамен в жизни выпускникам предстоит в разгар лета. Каникулы и отпуска учителей срываются, последний звонок прозвенит в Zoom, а аттестаты всем выдадут за просто так

20.05.2020 10:54

Волна видеороликов от работников «скорых» и больниц помогла привлечь внимание к отсутствию обещанных выплат. Работники медицинской сферы устали ждать, поэтому обратились к президенту напрямую — через интернет. Одними из первых проблему подняли крымские врачи, но и российские коллеги не отстали

Тёрочки
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Товар успешно добавлен в корзину