Ростовское Агентство развития платежных систем (АРПС) ввело удивительное ограничение. Отныне в Ростове одной картой можно оплатить проезд не более двух пассажиров за рейс. А если ты оплатил картой без денег, то отправляешься в почти что вечный бан
Отправить
С одной стороны, это борьба за традиционные ценности: если раньше парень мог угостить проездом сразу нескольких девушек, теперь ему придется выбирать одну. С другой стороны, какой удар по многодетным семьям!
Если же серьезно, ограничение оправдывают слишком частым попаданием банковских карт в стоп-лист из-за необеспеченных платежей. Как там пел FACE? Заплатил не так и ты попал в стоп-лист? О том, как выйти из стоп-листа, рассказываем в конце материала.
Безналичная оплата – явление со всех сторон положительное: водитель не отвлекается от дороги, не медлит на остановках, не может забирать себе долю. К 1 августа 2019 года безналичными терминалами были оснащены все автобусы Ростова, а это 1466 единиц подвижного состава. И если транспортная реформа 1.0 вызывала критику со стороны ростовчан, то теперь взволновались операторы.
Дело в том, что на борту автобусов и троллейбусов нет онлайн-авторизации платежа, оплата обязательно принимается. Вот и участились случаи, когда средств на банковской карте нет, а пассажир все равно пытается оплатить проезд. Кто случайно, а кто и намеренно. О том, что оплата не прошла, пассажир узнает в лучшем случае к концу поездки, если у него подключены СМС-уведомления от банка, а перевозчик не узнает вовсе. Но не спешите, подобно многим, пользоваться лайфхаком! Схема больше не работает.
Перевозчик все это время все равно получал деньги за каждого пассажира, а терял именно оператор. АРПС в прошедшем году получило убыток от сервиса на сумму 3,2 млн рублей. Дело, конечно, не только в хитрецах, которые завели себе пустые карты для бесплатного проезда, но и эту статью расходов надо было как-то вычеркивать, надо же хоть маленькими шагами выходить на окупаемость – в сервис безналичной оплаты проезда в Ростове было вложено 120 млн рублей.
Причинами убытков заместитель гендиректора ООО «АРПС» Алексей Торицын
называет падение пассажиропотока в общественном транспорте, низкую платежную дисциплину и отсутствие необходимой нормативной базы.
Начали в компании с наведения дисциплины. АРПС ограничило прием оплаты при помощи карт «небанковских организаций» (Яндекс Карты, Киви), а банковские карты после необеспеченных платежей попадают в стоп-лист, и оплачивать ими больше нельзя вне зависимости от того, пополнил человек счет или нет.
Тут-то у оператора и открылись глаза, и, судя по последним ограничениям, увиденное там никому не понравилось. Если в АПРС пошли на столь непопулярные меры – ограничить количество пассажиров, оплачивающих одной картой, – значит число людей, попадающих в стоп-лист было значительным. Народ у нас то ли рассеянный (деньги на карту забывает класть), то ли падкий до халявы.
Тем не менее решение со стороны агентства сомнительное: все любители безбилетного проезда либо уже попали в стоп-лист, либо попадут туда в ближайшее время, только теперь за оплату проезда двум лицам, а не трем. В то же время для многих законопослушных людей нововведения могут стать последней каплей, чтобы вовсе отказаться от безналичной оплаты в транспорте. Особенно если учитывать, что экономия – всего три рубля.
Чтобы этого не произошло, АПРС проводит внутреннее тестирование онлайн-авторизации платежей, когда запрос баланса карты и списание средств производятся сразу же, как в магазине. Если такая система будет внедрена, нелепые ограничения отменят.
Жаль, что это далеко не главная проблема ростовского транспорта.
Ну а если ваша карта все же попала в стоп-лист, вот как можно из него выйти. Этот лайфхак актуален пока только для карт Сбербанка.
Если вы хоть раз оплачивали проезд картой или смартфоном, у вас есть личный кабинет на сайте транспортных карт «Простор». Там отслеживают, когда и на чем вы ездили. Да, за нами следят.
Чтобы долистать до ссылки на этот кабинет на сайте
http://prostor.tech/, вам придется пробежать глазами все преимущества карт «Простор». Преимуществ как таковых и нет: расценки те же, что и при оплате банковской картой. А значит, если ее так рекламируют, есть два возможных пути: либо для обладателей «Простора» снизят тарифы, либо для необладателей – поднимут.
Долистать вам нужно до раздела «Вы спрашиваете – мы отвечаем», там можно найти такие полезные вопросы-ответы:
– Существует ли специальная карта для студентов?
– Специально для студентов банком Центр-инвест и АРПС выпускается банковская карта с транспортным приложением. Льготной карты с оплатой проезда в размере 50% от действующего тарифа для студентов высших учебных заведений в соответствии с действующим законодательством не существует. В общем, скидки студенческая карта не дает, и зачем нужна — непонятно.
Но нас-то интересует вопрос №19 «Почему банковская карта попала в «Стоп-лист». Переходим по ссылке в личный кабинет, вводим номер карты (только номер, никаких данных с оборотной стороны). На сайте
https://securepayments.sberbank.ru/client/trip вручную погашаем задолженность. Впредь ведем себя законопослушно, всегда храним на карте хотя бы 23 рубля. И с особой грустью вспоминаем времена, когда даже при оплате наличными проезд стоил 19 рублей.