Очередная экскурсия по приблатненному Эрмитажу посвящена выходу новых шмоток для московских модниц. Уркаганская татуировка с грузинским акцентом украсила центр столицы, расположившись в витринах ЦУМа
Отправить
Ты на теле, не скрывая, носишь красоту.
Как ты это называешь? Кажется, тату.
Но свою рубашку не расстегиваю я:
Притаилась там нако-наколочка моя…
Михаил Шуфутинский – Константин Арсеньев
В этой песне точно передано реальное отношение бывшего «сидельца» к уголовной «росписи». Большинство из тех, кто прошел «крытки», колонии и пометил себя зоновскими татуировками, стараются не выпячивать напоказ художества на теле. Не то чтобы боятся или стесняются – просто считают дурным тоном. У многих моих знакомых, которые чалились по ту сторону «колючки» и относились к «черным», «братве», наколок на теле очень мало. У кого-то на предплечье церковь с куполами, у другого с левой стороны, в области сердца, оскаленная волчья пасть, у третьего вообще лишь на сгибе руки надпись «Крови нет, всю выпили менты». Я не раз убеждался, что арестанты, расписанные с головы до ног (хоть в Третьяковке выставляй), часто оказываются «перхотью», шнырями (дневальными, уборщиками), а то и «козлами» (добровольными помощниками администрации зоны). Не говорю обо всех, но такое случается.
Однако в этом мире все меняется, и не всегда к лучшему. Как говаривал чисто конкретный римский пацан Цицерон: O tempora, o mores!
Помню, в начале горбачевской перестройки на отечественном ТВ в юмористической программе появился забавный сюжетец. Ребята вышли на улицу, стали изображать из себя «кольщиков» (на зоновской мове так зовут мастеров тюремного татуажа) и предлагали желающим за доступную цену сделать наколку. Зрители ржали: представить подобное в конце 1980-х было невозможно, это все равно что с голым задом танцевать на Красной площади. Бедные, наивные советские обыватели…
Теперь каждый гражданин России может набить себе любую «роспись» на любом месте. Это никого не удивляет и не особо возбуждает, хотя не все еще раскрепостились. Кто-то карьеру надеется сделать на какой-нибудь госслужбе, у кого-то родители любимой девушки «расписных» женихов на нюх не переносят. Разные причины бывают.
А ведь хочется красиво рисануться! Но так, чисто для понта: ошарашил публику, а на другой день ты снова приличный человек без порочных наклонностей. «Роспись» на теле – самое то. Да ведь от нее потом не избавиться. Конечно, сейчас делают имитацию татуировки, которая через некоторое время смывается. Ну так это сейчас опять же стало детской забавой.
Спокойно, граждане, не все потеряно. Хорошо, что существует высокая мода и «продвинутые» дизайнеры, а то хоть кидайся мордой в навоз, как говаривал Фима Полужид. Итак, отечественные стилисты придумали пикантный выход из сложной ситуации.
Начиналось все вполне безобидно. Идея была проста: зачем наносить тату на тело, если можно нанести его… на ткань? То есть на майки, платья и даже чулки. Сказано – сделано. И вот уже пошли гулять по миру модники и модницы с наколками всех цветов радуги. Поначалу «росписи» были большей частью декоративными:
Иногда тату-футболка выглядела столь реалистично, что ее трудно было отличить от натурального тела. Имитировались даже соски, пупок и растительность. Также в тренде оказались принты не собственно татуировок, а других «исколотых» людей, особливо женщин.
В принципе, в условиях нынешней раскрепощенной сексуальности даже не смотрится вызывающе. Есть, правда, довольно откровенные образцы – для тех, кто понимает. Скажем, такой:
Добрались отважные набойщики и до известных личностей:
Так и хочется спеть:
Здравствуй, Мона Лиза,
Здравствуй, дорогая,
Здравствуй, моя Лизка, и прощай!
Или:
Родился у Эйнштейна Гоп-со-смыком…
Когда дело заходит о наколке, в голове обывателя всплывает именно уголовный «набой» (одно из названий татуировки на жаргоне). Все эти Эйнштейны, Моны Лизы и прочая околокультурная попса – игрушки для тонкого слоя интеллигенции. А вот хтонические босяцкие порывы, загнанные глубоко в нутро нынешнего забитого цивилизацией человечка, требуют мощного выхлопа, широкого размаха. Нам подавай разбойничью удаль да ухарство! И вот уже появляются соответствующие принты. Опять-таки сначала повеяло с Запада, где появились майки с надписями «Разбойничий дух» и соответствующими принтами:
Кинжалы, кресты, розы с черепами – это наше все. Тюремные мотивы в разных странах порою очень схожи, что неудивительно. Криминальная наколка, в общем-то, родилась в европейских портах, где бродяги, жулики и прочая маргинальная сволочь нанимались на корабли, чтобы спастись от виселицы. Потому-то так популярны в уголовной «росписи» морские мотивы. Позже они широко распространились и среди законопослушной публики. Так, в английских тату-салонах начала прошлого века встречается большинство сюжетов, которые позднее перекочевали в российскую блатную «роспись». Судите сами:
А вот современная футболка с «татушками» на ту же тему:
Часто дизайнеры копируют типичные криминальные татуировки англоязычных уркаганов:
Можно встретить и майки с «росписями» уличных банд США:
Не осталась в стороне и тема якудзы, японской мафии. Товар так и рекламируют – «Майка якудза»:
Вселяет чувство гордости то, что на одной из маечек изображены звезда, серп и молот на красном фоне. Хотя бы в Японии, хотя бы мафиози продолжают дело Маркса, Энгельса и Ленина! Кстати, в самой Ямато – Стране Восходящего Солнца – мафиозных ленинцев нещадно притесняют. Вход в японские бани людям с татуировками категорически запрещен. А ведь якудза обязаны покрывать себя цветастыми наколками с головы до ног.
Но неужели отечественные стилисты и дизайнеры отстали от забугорных криминально-расписных трендов? Что вы, как можно! Хотя и здесь Запад нас опередил. Как всегда, не обошлось без «рюски матрьешка», правда, с жутким черепом вместо румяной женской мордашки. В другом случае я и не догадался бы, что речь идет о России, если бы не православный крест. Хотя девка, кости, парусник – сюжеты, нам знакомые, но уж больно все красиво намалевано.
Но когда за дело взялись правильные люди из наших краев, вышла та самая картина маслом, за которую втирал суровый мент Дава Гоцман. Как там пел Миша Круг:
Кольщик, наколи мне купола,
Рядом чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами.
Далее уже пошло-покатило чисто по «понятиям»: чайки, Север, «воровские звезды»:
Но круче всех отличился, конечно, московский ЦУМ. Тут вам и «воровские звезды», и «блатные погоня», и знак качества (чаще он ставится поближе к мужским гениталиям, что должно свидетельствовать о сексуальной силе его владельца), и Богородица с Младенцем («Мой дом – тюрьма»), и купола-то с крестами (то есть владелец наколки все три срока отбил «звонком»). То, что товар пришел из Грузии и «моделью» послужил тамошний зэк, ясно по надписи на брюшке. Но если сомневаетесь, знайте: водолазка – творение дизайнера Демны Гвасалия, 38-летнего грузина, уроженца Сухуми. В интернете он аттестуется как «один из самых востребованных современных дизайнеров, сооснователь андеграудного молодежного бренда Vetements». Так что Грузия поставляет в Россию не только воров в законе, но и криминальную моду.
Комментировать тут, в общем-то, нечего. Каждый сходит с ума по-своему. Но все-таки негоже «востребованному дизайнеру» проявлять вопиющую безграмотность. Я имею в виду наколку на шее. Видимо, у творца водолазки не хватило школьных знаний, чтобы понять: речь идет о дне рождения носителя криминальной татуировки – 3 октября 1993 года. Возможно, «стилист» принял римские цифры за «тайные знаки» уголовников. Но ведь это дурь – носить водолазку с указанием чужого дня рождения. Впрочем, разве меньшая дурь – носить на себе чужую «роспись»?