04:15   09 июля
Трое жителей Монголии были госпитализированы, после того как отведали мясо сурка. Город, в котором проживают зараженные, закрыт на карантин. Специалисты утверждают, что ждать новой эпидемии не стоит, но грызунов лучше не есть
шансон, общество, культура, история, нахальные расследования

Лихая судьба «вертухая»: откуда пошло главное слово воровской культуры

Текст: Фима Жиганец Фото: foto-memorial.org, lenta.ru, document.wikireading.ru, onashem.mediasole.ru, istpamyat.ru, mysea.livejournal.com
29.06.2020 11:34
675
Вокруг того, как зэки называли тюремных охранников, существует весьм оживленная дискуссия. Так вертухай ли ходит вдоль колючей проволоки? Или все же это мусор? Разбираемся по-нахаловски

Хохол без лычки

Началось все с одного спора по поводу песни «По тундре», по железной дороге». Традиционно она начинается словами:

 

Это было весною, зеленеющим маем,

Когда тундра раскрыла свой зеленый наряд.

Мы бежали с тобою от проклятой погони…

 

Но в 1996 году появился диск Андрея Макаревича и Алексея Козлова, где вместо «опасаясь погони» прозвучало «Мы бежали с тобою, замочив вертухая…». И один из моих знакомых, поморщившись, заявил:


– Ерунда! Ребята влепили сюда вертухая для рифмы. В ГУЛАГе так не говорили! Не было тогда такого слова!




Ну, положим, я и сам склоняюсь к тому, что строка зазвучала по-новому после ее переделки Макаревичем. Но вот насчет вертухая поспорил бы.


«Вертухай» – производное от «вертухаться», то есть вертеться, дёргаться, пытаться делать резкие движения, шуметь и вырываться. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» изложил версию об украинском происхождении слова: «В мое время это слово уже распространилось. Говорили, что это пошло от надзирателей-украинцев: «стой, та нэ вэртухайсь!». Но уместно вспомнить и английское «тюремщик – turnkey – «верти ключ». Может быть, и у нас вертухай – тот, кто вертит ключ?».


С вращением ключа – совершенная нелепость. То есть некоторое английское влияние на русский жаргон наблюдается, но в основном оно касается слов, связанных с морем. Кроме того, значение слова «вертухай» намного шире, чем «вертеть ключом».


Что касается «украинской» этимологии, она заслуживает доверия. Хотя слово это не совсем украинское, скорее, древнерусское. В русских деревнях оно используется не реже, чем на Украине. Впрочем, ни в литературном русском, ни в литературном украинском «вертухаться», «вертухай» не встречаются. А в просторечии, в разговорной речи и даже в письменной мне не однажды приходилось: вiртуха, вiртуху крутити, вiртухаться, вiртухай.

Охранники, предположительно 1940-1950-е гг. Источник: foto-memorial.org


Однако при чем тут украинцы-надзиратели? В полемических спорах противники этой версии заявляют, что значительная часть украинцев, прежде всего западных, в сталинских лагерях была заключенными, а не надзирателями, поэтому-де разговоры об «украинских охранниках» беспочвенны и даже лживы.


Это, мягко говоря, откровенная чушь. Да, в послевоенные годы лагеря действительно наполнились так называемыми «бандеровцами», среди которых были не только бойцы подпольных групп, но и просто крестьяне, помогавшие им, и даже совершенно невиновные люди. Это, однако, не отменяет того факта, что и в среде охраны, надзора украинцы составляли значительную часть личного состава. Достаточно обратиться к воспоминаниям узников ГУЛАГа.


Например, Вадим Туманов в книге «Все потерять – и вновь начать с мечты» пишет о послевоенных лагерях, где отбывал наказание: «Много шуток в свой адрес вызывали украинцы. Их было одинаково много как среди заключенных, так и среди лагерного начальства, охраны, надзирателей». Более того, подобное положение сохранялось и позднее, особенно в отдаленных колониях (на «дальняках»), вплоть до распада СССР. Арестанты, с которыми я беседовал, приводили ироническую зэковскую топонимику: «Коми УССР Хохло-Мансийского национального округа».


Заключенные Ухтинской экспедиции Управления северных лагерей особого назначения ОГПУ на транспортировке грузов вверх по реке Ижме. Источник: lenta.ru


Слово «вертухай» появилось в арестантском арго сравнительно поздно, скорее всего, в 1940-е годы. Во время и после Великой Отечественной войны в места лишения свободы пошло служить множество украинцев. Прежде всего, это были деревенские парни, особенно из отдаленных сел. Собственно, так же набирались еще раньше, в 1920-е – 1930-е годы и «вологодские» («соловецкие») конвоиры – первоначально именно из глухих русских селений. Но украинцы к тому же испокон веку считались ревностными служаками, отличались мелочным карьеризмом. Увы, это в некотором смысле национальная черта. Она подмечена и советским солдатским фольклором: «Хохол без лычек – как член без яичек», «Хохол без лычки – как *** без затычки».

 

«Аз ох`н`вэй, главный палач здесь таки я!»


Правда, в последнее время «украинскую» теорию стала вытеснять «еврейская». Согласно этой теории, «вертухай» заимствован русскими уголовниками из иврита от сочетания «бар тукиа», что значит «исполняющий казнь». Еврейские «языковеды» заявляют, будто бы прежде слово обозначало тюремного палача и лишь позже стало использоваться в значении «охранник, надзиратель». На самом деле эти измышления являются абсолютным бредом. Слово «вертухай» никогда не означало «палач». Даже фонетически очевидно: «бар тукиа» и «вертухай» – созвучие явно надуманное.


Еврейские «языковеды» часто используют один и тот же нелепый прием. Выдергивая наобум слово из уголовного жаргона, они «на слух» подбирают что-нибудь хотя бы отдаленно созвучное в идише и иврите,  совершенно не подходящее по смыслу. Затем начинается искусственное привязывание еврейского словечка к блатному, для чего выдумываются дурацкие истории, предположения и байки. Так произошло и с «вертухаем». Зачем жаргону так изгаляться, если столетиями в русском языке существуют слова «вертухаться», и «вертух», и вертухай»? Без всяких ивритов.

 

Ох, рано встает самоохрана…


Столь же абсурдны утверждения, что под «вертухаем» арестантский жаргон ГУЛАГа подразумевал не сотрудников мест лишения свободы, а... самих заключенных! Эту версию выдвинул бывший сотрудник колонии под ником starley, ссылаясь на издание «Уголовно-исполнительная система. 130 лет», выпущенное в 2009 году. Вот что сообщает неведомый «старлей» (в колонии он служил в отделе кадров, а затем замполитом):

Участники митинга требуют расправы над «врагами народа». Источник: document.wikireading.ru


«За 16 лет службы я ни от одного осужденного не слышал слово вертухай. Бывает, говорят: мусор, мент, даже фашист.

Но слово «вертухай» – применительно к сотрудникам колоний – я, не поверите, прочитал впервые у Солженицына, а потом с удивлением узнал, что им активно пользуется либерально-еврейская часть населения интернета, а вслед за ними стали, как попугаи, повторять все.

Так вот, слово вертухай изначально обозначало вовсе не сотрудника лагеря или колонии. Оно обозначало зека, но зека не простого.

В условиях катастрофического недокомплекта аттестованной охраны для охраны лагерей и надзора за заключенными внутри лагеря широко привлекались сами заключенные. Например, к середине 1939 года число стрелков ВОХР из числа заключенных составляло 25 тысяч человек. Надзиратели из числа заключенных носили специальную форму.

После войны руководство ГУЛАГа решило возродить самоохрану лагерей.

За безупречную службу заключенным, охраняющим лагерь, были положены двухнедельный отпуск, правда, без выезда домой, но с правом свидания с родственниками. Особо отличившиеся охранники, не допустившие побега (читай: застрелившие осужденного во время совершения побега), представлялись к условно-досрочному освобождению.

А вот за халатное отношение к службе виновные немедленно переводились на общие работы.

И зарплату они получали: например, те, кто отслужили более года, получали от 45 до 60 рублей. Максимальное жалование назначалось конвоирам. «Вологодский конвой шутить не любит». Это выражение – зековское.

Если в 1941 году количество самоохранников составляло 5 с половиной тысяч человек на весь ГУЛАГ, а во время войны оно не превышало 3 тысяч, то к 1951 году их количество выросло до 41 тысячи (20 процентов от всего количества охранников).

Самоохрана лагерей просуществовала аж до 1959 года, после чего была упразднена.

Так почему вертухаи?

Да потому, что самоохранники, отслужив наряд, возвращались в барак. И ходили по бараку постоянно оглядываясь, вертясь (вертухаясь), чтобы не быть посаженными на пику.

Поэтому зеки слово вертухай не употребляют.

Оно для них табуированное.

А вот либеральная интеллигенция употребляет с удовольствием.

До сих пор». 


«Старлей» утверждает, что эта версия преподносится курсантам высших и прочих учебных заведений МВД как единственно верная.


Соловецкий монастырь, в котором в 1923–1939 гг. размещался лагерь особог назначения СЛОН. Источник: document.wikireading.ru 


Прочитав эту ахинею, не знаешь, плакать или смеяться. То, что бывший зоновский кадровик ни разу не слышал слова «вертухай», вполне допускаю. Однако это вовсе не значит, будто этого слова не существует. Я за почти 18 лет работы в пенитенциарной системе тоже не сталкивался со многими образчиками жаргонной лексики. Лишь когда у меня появились близкие знакомые на воле из числа бывших уголовников, когда я стал специально общаться с осужденными и сотрудниками мест лишения свободы, изучая арго и арестантский фольклор, передо мною открылись россыпи слов, выражений, пословиц, поговорок, присказок. Но для этого необходимо поставить перед собой такую цель. Товарищ «старлей», видимо, ее не ставил.


Чтобы узнать, что значит слово «вертухай», достаточно обратиться к различным мемуарным источникам. Бывшие узники ГУЛАГа используют его часто и активно. Например, Лев Копелев в мемуарах «Хранить вечно» (время действия – 1945-1947 гг.) упоминает охранников-украинцев: «Тупо равнодушные или грубые, злобные вертухаи на это время опять стали простыми хлопцами, способными пожалеть голодных и разделить чужую радость». И в другом месте – уже сокращенная форма от «вертухая»: «Эх, вертух, ободрал, гад, на сменке». Можно вспомнить одну из песен группы "Лесоповал" на стихи бывшего лагерника Михаила Танича: «А на шмоне опять вертухай пять колод отберет...». Или нобелевского лауреата Иосифа Бродского с его стихотворением "На независимость Украины":



 

С богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

Только когда припрет и вам умирать, бугаи,

будете вы хрипеть, царапая край матраса,

строчки из Александра, а не брехню Тараса.

 

Бродский особо подчеркивает «вертухайство» украинцев, которое продолжалось и в 1960-е, когда он был осужден. То же вспоминали и мои знакомые, бывшие осужденные в начале 1990-х о своих прежних «ходках». Да, самоохранники из числа зэков действительно существовали. Обратимся к рассказу Варлама Шаламова «В лагере нет виноватых»: «В двадцатые годы высшим выражением перековки была самоохрана, когда заключенным давали в руки винтовки – приказывать, стеречь, бить своих вчерашних соседей по этапу и бараку». Самоохрана эта была и до, и во время, и после Великой Отечественной войны. Но «старлей» пишет: «Самоохранники, отслужив наряд, возвращались в барак. И ходили по бараку, постоянно оглядываясь, вертясь (вертухаясь), чтобы не быть посаженными на пику». А вот это – ненаучная фантастика: самоохрана из числа заключенных всегда располагалась изолированно от основной массы лагерников.


Вот цитата из лагерного отчета печально знаменитой «стройки № 503», или «мертвой дороги». Эту железнодорожную магистраль начали тянуть согласно секретному постановлению Совета министров СССР № 1255-331-сс (22 апреля 1947 года) от станции Чум (южнее Воркуты) до будущего крупного морского порта на Обской губе в районе мыса Каменный. В отчете Обского ИТЛ за 1949 год читаем : «При колонне № 205, пятого отделения в темной сырой землянке размещены два взвода, охраняющие 201 и 202 колонны. Солдаты спят на двухъярусных сплошных нарах, без постельных принадлежностей. Самоохрана помещается вместе с солдатами, так как на 70 человек в этой землянке имеется только 40 мест».


Источник: onashem.mediasole.ru


То есть самоохрану размещают вместе с солдатами, несмотря на чудовищную тесноту и скученность; никому даже в голову не приходит нелепая мысль отправить самоохранников назад в зэковский барак!


А вот отчет за 1951 год, где положение уже меняется к лучшему: «Солдаты и самоохрана размещены в типовых казармах отдельно друг от друга. В настоящее время жилплощадь на одного заключенного составляет 3,4 кв. м, на одного человека самоохраны – 1, 8 кв. м». Так что трусливо оглядываться в бараке самоохранникам не было никакого смысла: они жили за пределами лагеря. Если «старлей» говорит правду и таких элементарных вещей не знают преподаватели и профессора вузов МВД, страшно даже представить, какую еще галиматью они вбивают в головы своих слушателей.


И все же можно допустить, что самоохранников называли «вертухаями», но как раз по аналогии с охранниками-солдатами. То есть приравнивая к ним самоохрану из числа зэков. Кстати, заметим, что «старлей» делает заключенных заодно… стрелками ВОХР, что совершенно недопустимо. Так, Людмила Липатова в материале «История 501-й стройки» различает в воркутинских лагерях три категории вооруженных людей:


«Первые – вольнонаемные охранники, то есть ВОХР или ВСО, вторые – надзиратели или надзорсостав, третьи – самоохранники. В нее набирались заключенные, у которых остался небольшой срок, лояльно проявившие себя по отношению к администрации. Самоохранники одевались в такую же, как и вольнонаемная охрана, форму, только без звездочек. Они имели более свободный режим содержания, чем их собратья по заключению. И, как ни странно, именно самоохранники чаще всего проявляли ту жестокость, от которой страдали заключенные. Федор Михайлович Ревдев (боевой офицер, прошел всю войну) говорит по этому поводу: «Вольные солдаты – люди как люди, а когда стоит самоохранник, так зверь, хуже зверя, хуже фашиста. Относились к человеку, как к животному. Шли в самоохрану садисты, действительно преступники. Честный человек никогда туда не пойдет».


Источник: istpamyat.ru


О том же свидетельствует и лагерник Александр Сновский:


«Никогда не ставили оцепление. Вкапывали веточки, они назывались «запретка». За эти веточки переходить нельзя было. Стреляли. Но если у солдат срочной службы была голова, то самоохранники стреляли без предупреждения. Потому что подстреленный за этой веточкой заключенный означал для самоохранника сокращение срока на полгода. Самоохрана – это малосрочники-подонки. Не блатные и не бухгалтеры, которые проворовались, а так, гнусь всякая, у которой было пять лет сроку. Раньше за изнасилование, например, давали гроши, копейки – три года... И что самоохрана делала? Подзывает зэка: «Иди сюда! Принеси мне оттуда дров!». А дрова за веточкой лежали. Глупый зэк шел, охранник ему стрелял в спину. Получал полгода скидки срока за то, что, якобы предотвратил побег. Но старые, опытные зэки всегда шли спиной вперед. Когда я иду лицом к солдату, это уже не побег...


В самоохрану чаще всего шли люди с патологией личности. Они были звери. Солдат сдерживала воинская служба. Все-таки у них оставалась какая-то порядочность. Это были наши люди, призванные на военную службу. А самоохрана была страшная... Там много было садистов, очень много садистов. Патологических садистов. Причем, добавлю: половых садистов, именно половых садистов».


Источник: weekend.rambler.ru


Самоохрану лагерники ненавидели еще больше, чем людей в форме, и могли таких зэков причислять к вертухаям как раз из-за этого, а вовсе не потому, что те вертели в бараке головой от страха. Но само слово «вертухай» возникло именно как определение так называемых «формовых», то есть несущих службу в местах лишения свободы надзирателей, охрану, конвойных, а затем и офицеров. Сюда же нередко включали и «вольных» сотрудников военизированной охраны.

 

«Гоп-стоп, не вертухайся!»


Чтобы найти ответ, придется вернуться к «еврейской этимологии». Одна из защитниц ивритского происхождения «вертухая» заявила, будто слово появилось в русском арго еще в 1880 году. Но никаких доказательств не привела. Да и не могла, поскольку их не существует. Не было никаких «вертухаев» ни на каторге, ни в царских тюрьмах. Нет ни одного примера в мемуарной литературе тех лет, равно как и в словарях русского арго начиная с XIX века и вплоть до Великой Отечественной войны – ни «вертухая», ни «вертуха».


Стоп! А вот здесь необходимо важное примечание. Если в отношении «вертухая» все справедливо, то вот с однокоренными словами дело обстоит иначе. Слово «вертухаться» известно в русском языке по меньшей мере с XIX века в многочисленных говорах. У Владимира Даля оно отмечено в значении : «Вести себя неспокойно, вертеться» с пометами – псковское, тамбовское, вологодское, новгородское. В ряде других словарей русских говоров «вертухаться», «вертыхаться», «вертугаться» толкуется как «вертеться», «повертываться, оборачиваться», «сопротивляться, увертываясь при этом», «вертеться неправильно, рывками, качаясь» – с отсылом к тем же областям России. В словаре орловских говоров встречаем также фразеологизм «на вертухах» – в состоянии волнения, возбуждения. Есть также выражение «дать вертуха» – быстро исчезнуть, убежать.


Даже у Чехова в драматическом этюде «На большой дороге» (1885) следует характеристика дамочки: «Не то чтобы какая беспутная или что, а так… вертуха…». Словом «вертуха» персонаж Антона Павловича обозначает вертихвостку, егозу.


Источник: mysea.livejournal.com


Но все это, повторяем, относится к области языка народного, а не уголовно-арестантского. Хотя, несомненно, блатной жаргон щедро черпал лексику из русских говоров. Вот для примера отрывок из воспоминаний лагерника Даниила Алина (время действия – лето 1941-го):

«...Бандиты имели свой лексикон или, выражаясь по-лагерному, свою «феню», например: штопорнуть, захомутать, поставить на попа, замарьяжить и т. д. Они имели даже свои песни, соответствующие их идеологии, например:

 

А там, на повороте,

Гоп, стоп, не вертухайся,

Вышли три удалых молодца,

Купцов заштопорили,

Червончики помыли,

А их похоронили навсегда».

 

Я знаком с этой разбойничьей песней по более позднему варианту:



 

Ночка начинается,

Фонарики качаются, 

И филин ударил крылом. 

Налейте, налейте 

Мне чарку глубокую 

С пенистым крепким вином!

 

А если не нальете,

Коня мне подведете -

Покрепче держите под уздцы:

Поедут с товарами 

Ровными парами 

Муромским лесом купцы! 

 

А вдруг из поворота - 

Гоп-стоп, не вертухайся! -

Выходят два здоровых молодца: 

Коней остановили, 

Червончиков набрили, 

С купцами рассчитались до конца!

А с этими червонцами 

В Одессу приходили,

Зашли они в шикарный ресторан, 

Там пили, кутили, 

По десять лет схватили -

А потом по новой в Магадан! 

 

А в Магадане тошно -

Гоп-стоп, не вертухайся! -

Бери кирку, лопату и копай!

А если вертухнешься,

То в карцере проснешься -

И тогда свободу вспоминай!

 

Фрагмент про чарку глубокую, коня и купцов в Муромском лесу является своеобразным перепевом-переделкой соответствующего отрывка из популярной разбойничьей песни «Что затуманилась, зоренька ясная» (слова Александра Вельтмана, 1831, музыку писали многие композиторы):

 

Жаль мне покинуть тебя одинокую,

Певень ударил крылом.

Скоро уж полночь… дай чару глубокую,

Вспень поскорее вином.

 

Время! Веди ты коня мне любимого,

Крепче держи под уздцы…

Едут с товарами в путь из Касимова

Муромским лесом купцы.

 

Несомненно, арестантский мир действительно заимствовал слово из говоров – и хуторских жителей Украины, и деревенских российских парней. Малограмотные селяне, становясь тюремными надзирателями и конвойными, заменяли емким словечком традиционные команды, обращенные к зэкам: «Не двигаться!», «Голову не поворачивать!», «Стоять смирно!». Именно окрики запомнились арестантам более всего.


Источник: kem.kp.ru


Гуляло словечко «вертухаться» и среди уголовной братвы. Зафиксировано даже жаргонное «вертухало» в значении – жулик, совершающий кражи на глазах у людей. Но то, что многие лагерники связывают его именно с «хохлами»-надзирателями, и именно в «украизированной» форме «не вэртухайсь!», само по себе симптоматично. Подобная команда вполне естественна в устах тюремного надзирателя наряду с «не дергайся!», «не рыпайся!» по отношению к арестантам, которых выводят из камеры, ведут по тюремному коридору и т. д. Прежде всего, так обращаются к блатарям, к профессиональным уголовникам: именно они ведут себя в тюрьмах, лагерях свободно, вызывающе, нередко позволяя себе подтрунивать над тюремщиками, особенно набранными из деревень. «Политики» и «бытовики» такого себе не позволяли.

 

Вертух, он же филин, соловей, попка и петух


Но когда именно в лагерной среде возникло слово «вертухай»? Наиболее ранняя фиксация слова относится к 1946 году. Именно тогда в Воронежском следственном управлении вышел для служебного пользования справочник «Слова, употребляемые преступниками, с указанием их значения в обычной разговорной речи». Читаем: «ВЕРТУХАЙ, МЕНТ, МИЛОК, ПЕТУХ, СОЛОВЕЙ, ПОПКА, МЕТЕЛКИ, ФИЛИН – милиционер,  тюремный надзиратель». Затем в 1952 году ту же трактовку повторил словарь «Жаргон преступников (пособие для оперативных и следственных работников милиции)», изданный в Москве.


Однако есть и другие сведения. Так, советский фантаст Сергей Снегов, осужденный в 1936 году на десять лет лагерей и вышедший на свободу в 1945-м, относит возникновение «вертухая» к более раннему периоду. В рассказе «Слово есть дело», действие которого происходит в Бутырской тюрьме в 1936 году, Снегов пишет: «Со звоном распахнулось дверное окошко. Грозная рожа коридорного вертухая просунулась в отверстие». В небольшом словарике, приложенном к сборнику «Язык, который ненавидит» (1991), поясняется: «Вертухай – надзиратель в коридоре тюрьмы».


Правда, следует учесть, что свои тюремно-лагерные рассказы Снегов писал спустя минимум четыре десятилетия после освобождения из ГУЛАГа, и память ему могла изменить. Во всяком случае, в других лагерных воспоминаниях, которые относятся к довоенному времени, «вертухай» не встречается ни как надзиратель, ни как конвойный, ни как часовой на вышке. Преимущественно всех перечисленных сотрудников называли – надзиратель, охранник, конвойный, стрелок или, скажем, жаргонное «попка».




Показательны воспоминания Олега Волкова «Погружение во тьму». Вот Соловки 1928 года: «Надзиратели  и конвой потели, терялись, разбираясь в грудах формуляров с  неизменными «Ибрагимами-Махмудами-Мустафами-Ахмедами-оглы».


А вот лагерь 1944 года: «Люди отказываются покидать лагерь, просятся в зону! Клопов кормитьперед всяким вертухаем тянуться…».


А вот 1937 год, «Записки о камере» ростовчанина Владимира Фоменко:


«Стремительно одеваемся кто во что, едим глазами выводного стражника».

«Думать мне некогда, вахтер оставил мне пайку хлеба и кружку кипятка на сутки».

«Надзорчики – это наименьшие тюремные начальники: вахтеры, выводные, стрелки. Они – вчерашние красноармейцы, которые после демобилизации решили не возвращаться в колхозы, а жить в тепле-сухе, носить казенное обмундирование, не ишачить на трудных работах».


И так далее.


Слово «вертухай» встречается у лагерников в воспоминаниях военного времени, а большей частью – послевоенного. Причем значение его в первые послевоенные годы еще не определилось точно. В воспоминаниях Екатерины Матвеевой «История одной зечки» автор дает такой диалог:


«Выгрузка... закончилась быстро.

– Спешат вертухаи, сбились с расписания, – сказала Муха.

– Почему вертухаи? Вертухаи – которые на вышках стоят, вертятся. А это доблестные воины – конвой, охрана! – поправила Муху темноглазая блатнячка...».




Лишь позднее утвердилось общее значение «вертухая» как определения «нехороших тюремщиков». Особенно часто слово определяет сотрудника тюрьмы или СИЗО – «крытки». В мемуарах Ивана Дорбы «Свой среди чужих» (время действия – послевоенная советская эпоха) читаем: «И вот как-то вечером загремел засов и меня вызвали наконец на допрос... Вертухай повел меня на другой этаж».


В автобиографическом романе Алексея Павлова «Должно было быть не так» (ельцинская Россия) автор дает короткую справку: «Вертухай, вертух – тюремщик».


Итак, подведем итог. Слово «вертухай» появилось в арго, скорее всего, во время Великой Отечественной войны и закрепилось в послевоенные годы как определение сотрудников ГУЛАГа ( а также работников милиции). Так называли конвоиров, надзирателей, охрану и пр.


Как ни вертухайся, а это правда, которая чище медицинского спирта.

 

Комментарии (0)
- Пока еще никто не прокомментировал.
07.07.2020 21:09

За два дня в Краснодаре произошло 14 аварий на линиях электропередач. Глава региона поручил сформировать краевой оперштаб для мониторинга ситуации. Виноватых ищет следственный комитет, а в Ростове объявили штормовое предупреждение

06.07.2020 18:31

Эльман Пашаев сообщил, что раннее сделанные Ефремовым заявления свидетельствовали о его готовности оплатить последствия аварии, в которой участвовала его машина. Но нести наказание Михаил Ефремов не намерен. Спустя несколько дней правозащитник объяснил, что его не так поняли

02.07.2020 13:26

В ролике девушка поет про запретную любовь арестантки и сотрудника правоохранительных органов. По словам начинающей певицы, в будущем она планирует снимать вайны, совмещая карьеру шансонетки с работой дознавателя МВД

30.06.2020 16:44

Отмена ограничения касается россиян, которые приехали в РО из других субъектов Российской Федерации. На тех же, кто пересек федеральные границы, новшество пока не распространяется

29.06.2020 17:45

Обращение к журналистам и общественности актер передал через адвоката. Ефремов заявил, что трагическое ДТП никак не связано с его политическими взглядами, и на всякий случай уточнил, что хорошо относится к Путину и некоторым поправкам в Конституцию

28.06.2020 11:14

Пока в интернете все активно обсуждают нашумевшие агитационные ролики про поправки в Конституцию и устраивают флешмобы, на избирательные участки уже третий день один за одним съезжаются рейсовые автобусы из ЛДНР с толпами желающих поставить галочку

Тёрочки
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Товар успешно добавлен в корзину